Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников как основа духовного воспитания»

Татьяна Кириченко
Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников как основа духовного воспитания»

На протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходят значительные изменения в его эмоциональной жизни. На первом году жизни он получает достаточно ласки, внимания со стороны взрослых, которые делали все необходимое для развития у ребенка ведущих линий. И поэтому к началу второго года у ребенка наблюдается состояние эмоционального благополучия: он чувствует себя комфортно, не испытывает длительных, отрицательных эмоций, жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен. Он эмоционально уравновешен: он принят, любим взрослым. Его душа спокойна. И продолжается дальнейшее освоение, познание окружающего, продолжает развиваться познавательный интерес как основа духовного развития. Огромное значение на 2-ом году жизни для появления положительных эмоций как основы духовного развития имеет общение с близкими, которые определяются не столько их неумением удовлетворять свои физические потребности, сколько стремлением постепенно узнавать что-то новое. Опираясь на это можно использовать общение для обогащения детей новыми знаниями и впечатлениями, кроме того, общаясь со взрослыми, дети учатся у них правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаться на различные ситуации. Это тоже духовное развитие детей.

Немаловажное значение в духовном развитии детей раннего возраста имеет пение и музыка, которые вызывают у детей положительные эмоции, развивают эстетическое восприятие.

Дети всегда радуются, услышав звуки знакомой мелодии, которые вызывают приятные воспоминания. С раннего детства эмоции непосредственно связаны с развитием памяти: чем ярче события, тем лучше оно запоминается. Ребенок, впрочем, радуется не только знакомой песенке, он способен эмоционально переживать свои удачи и неудачи.

Взрослые замечают: ребенок сталкивается с трудностями, проявляет настойчивость, хотя его действия сопровождаются отрицательными эмоциями. В такие моменты ребенка необходимо поддержать, осторожно подсказать правильный способ действия. Вызвать желание преодолеть затруднение, а не отказаться от попыток. Важно научить действиям, которые приведут к желаемому результату, поощрять возникающие положительные эмоции.

Нельзя лишать ребенка возможности самостоятельно что-то сделать, иначе он, находясь в состоянии созерцателя, приучается к бездействию. Задача взрослых научить получать удовлетворение от собственных самостоятельных действий. Интерес к исследованию окружающего сохраняет свое доминирующее значение на протяжении всего раннего детства.

Эмоциональное отношение ребенка к своим действия играет немаловажную роль, от того, какие эмоции возникнут в процессе обучения, какие чувства он испытает от своих успехов или неудач зависит развитие его дальнейшей познавательной активности и следовательно духовного развития.

Для успешного обучения детей действиям, необходимо доброжелательное общение взрослого с ребенком, эмоционально положительное состояние детей заинтересованность в занятиях, возникновение познавательных эмоций.

Необходимо обращать внимание на развитие эмоциональной сферы каждого ребенка, так как в раннем детстве индивидуальная духовность проявляется, прежде всего, через эмоциональное реагирование.

Маленьким детям постоянно хочется что-то делать, повторять свои действия, подражать, узнавать новое. Потребность к познанию связана с эмоциональным отношением взрослого к стремлению детей к «новым открытиям». Именно взрослые учат их способам действия: в играх, в общении, в «бытовых ситуациях». Если этого не происходит, умения ребенка

надолго остаются на уровне примитивного манипулирования, запаздывает развитие речи, отсутствуют возрастные навыки самообслуживания.

Вернемся к разговору о музыке в духовном развитии ребенка, влияния музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Дети эмоционально откликаются на музыку - она способны изменить настроение и улучшить самочувствие. Музыка и пение обогащают духовную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки малыш окружен любовью, нежностью, поэтому он растет жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования, то есть духовно сильным.

Еще одним показатели познавательного развития в раннем детстве является речь. В год у ребенка в активном словаре было около 10 слов: папа, мама, баба, дай-дай, тик-так, ам-ам, ко-ко, ляля, га-га, ав-ав и т. п. То к двум годам они обрастают новым содержанием, «кис-кис» это не только кошка, но и все меховые и пушистые вещи. Это говорит о том, что ребенок продолжает внимательно наблюдать и познавать окружающий мир и на основе этого духовно расти. «Ав-ав» - это собачка, которая вызывает и чувство опасности, а родное и очень близкое «мама» вызывает чувство любви, нежности.

На занятиях по развитию речи во время чтения потешек, рассказывания русских народных сказок, таких как «Курочка- ряба», «Колобок», «Козлята и волк» с помощью мимики и жестов нужно показывать детям основные переживания героев, вызывая тем самым эмоциональный отклик детей, как основу духовности.

По мере формирования различных навыков и привычек у ребенка появляется больше возможности творческого освоения окружающего мира.

Итак, - ранний возраст платформа общего развития ребенка, идеальный период для начала формирования всесторонне развитой личности.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Методическая разработка на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Актуальность исследования заключается.

«Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя как основа гражданского воспитания дошкольников «Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя, как основа гражданского воспитания дошкольников Выступление на районной.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи — одна из важнейших задач воспитания и обучения» Консультация для воспитателей «Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения. Этапы становления речи дошкольников, её развитие».

Консультация для воспитателей «Проектная модель гражданского воспитания дошкольников» Проектная модель гражданского воспитания дошкольников Всем ясно, что празднование знаменательной даты - 60-летия победы в Великой Отечественной.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Ученые давно установили, что развитие речи находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности» Цель моей статьи – помочь воспитателю сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью.

Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда.

Консультация «Семейные традиции-основа воспитания детей» Семейные традиции- большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников как основа духовного воспитания»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 15:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению атрибутов «Пирожные и мороженое» для сюжетно-ролевой игры
Детям намного интереснее будет обучаться, если этот процесс устроен в форме игры. Задача взрослых – обеспечить детей необходимыми атрибутами. Не секрет, что...
Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений на прогулке на...
Поделка из бумаги «Корзина для мамы»
Здравствуйте Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим мастер - классом " Корзина для мамы". Мне понадобились цветная двухсторонняя бумага,...
Фотоотчет «Осторожно: электроприборы!»
Осторожно-электроприборы! В современном мире в каждом доме имеется десяток а то и более различных электрических устройств. Это осветительные приборы,...
НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква п и звуки [П], [П`]»
НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]» Цель: знакомство с буквой П и звуками [П], [П`]. Задачи: -...