«Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя как основа гражданского воспитания дошкольников

НАДЕЖДА ТЕРИНА
«Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя как основа гражданского воспитания дошкольников

«Не позволяй душе лениться…»

Компетентность педагога- воспитателя,

как основа гражданского воспитания дошкольников

Выступление на районной конференции

ГБДОУ № 101 Терина Н. И.

В Х1V веке Франческо Петрарка изрек истину: " Вся наша жизнь, как вешняя поляна,

Где прячется среди цветов змея"

Позвольте мне начать свое выступление устами ребенка, девятиклассницы петербургской школы Тамары Пряхиной. Она отвечает поэту своим сочинением:

Прошли века, но наша жизнь не сад,

Её мы не сумели сделать сказкой,

Ползёт болото на поляну ряской,

И змеи в нём клубятся и кишат.

О, как их много с пёстрою раскраской,

С названиями: ПЬЯНСТВО, СПИД, РАЗВРАТ,

ПРЕСТУПНОСТЬ, НАРКОМАНИЯ, РАЗЛАД;

И ходим по поляне мы с опаской.

Двадцать первого начало века,

Но человек стреляет в человека.

Неужто ум теряют свой земляне?

Что можем сделать: Я, и ТЫ, и ВЫ!

От НАС зависит всё, чтоб на поляне

Не змеи жили, а росли цветы.

Это маленькое произведение называется «Патетический сонет», которое

свидетельствует о том, что юная петербурженка стала гражданином в самом высоком смысле этого слова. Она глубоко воспринимает проблемы общества и готова взять ответственность на себя.

Мы, педагоги, понимаем, что вырастить человека-гражданина нелегко. Необходимо долго трудиться всем, кто причастен к воспитанию: родителям, как минимум, – 18 лет, со дня рождения любимого чада, воспитателям – 5 лет, весь период пребывания ребенка в саду, учителям – 10 лет, весь период пребывания ребенка в школе и государственным чиновникам – весь период служения народу. В этом деле, образно говоря, родители – локомотив, педагоги – вагончики, а государство сама железная дорога, по которой едет этот состав. Да, это триединое участие: семьи, педагогов, общества.

Многолетний опыт поколений показывает: от того, каким было детство, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Как он сформировался до 18 лет, так он и пойдет дальше: гражданином, обывателем, или только потребителем благ общества. У каждого свои ценности, помните у Э. Асадова: «А счастье, по-моему, просто бывает разного роста. От кочки и до Казбека – в зависимости от человека». Да, в юности уже имеется нравственно-волевой стержень. У кого-то «стальной», у кого-то «деревянный», у кого-то «глиняный». В громадном потоке информации, соблазнов и удовольствий тяжело устоять, и только сильный, волевой человек может противостоять всему негативному влиянию и сам воспитывать себя, даже не воспитывать, а отстаивать свою уже сформированную гражданскую позицию.

Основы гражданственности закладываются с момента, когда человек произнес слово «Я». В этот момент он заявил о себе, как личность и в этом в возрасте приводят родители нам свою дочь или сына. Ребенок сначала неуверенно, затем смелее доверяет нам, смотрит на взрослых глазами, полными надежды, и кладет свою ладошку в нашу руку. Родители надеются, что воспитатель станет для него помощником, его поддержкой и защитой.

Воспитатель… Каким он должен быть?. И от него немало зависит, «чтобы на поляне не змеи жили, а росли цветы». Суть в том, что сама личность педагога, его внутренняя культура, мировоззрение, духовно-нравственный потенциал в первую очередь влияют на детей, и в особенности на малышей. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

Слово «ВОСПИТАНИЕ» есть не что иное, как особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным и утонченным, а значит – Прекрасным. Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без Красоты невозможно. Под Красотой надо понимать то, что способно возвышать, воспитывать, облагораживать и очищать душу, делать человека лучше. Красота воспитывает тонкость натуры, а чем тоньше натура, тем острее человек воспринимает мир и тем больше может дать миру. Чтобы открыть в ребенке чувство восприятия Красоты, воспитатель сам должен уметь замечать прекрасное, быть способными чувствовать, эмоционально переживать, т. к. через нас, взрослых, ребенок постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Воспитатель, его внешний вид, его чистая правильная речь, его взаимоотношения с личностью — как раз и есть первое яркое впечатление.

В чем же мы видим Красоту, где её находим?

Прежде всего, – в природе, отыскивая её в травинке и в чашечке цветка, в красках бездонного неба и крыльях бабочки, во всем, что Родиной зовется. От того, как маленький ребенок относится к птицам, цветам, деревьям, зависит его нравственность, его отношение к людям, к миру.

В рукотворной Красоте – архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия, литературные произведения. Читая классическую поэзию о природе в парке с детьми, мы способствуем подсознательному запоминанию прекрасных образов окружающего мира и развитию чувств и мысли ребенка,.

И, конечно, это внутренняя Красота Человека – красота его духа, всей его жизни, высшее проявление которой – подвиг. Такова триада красоты, которая должна быть положена в основу воспитания гражданина.

Чем шире будет мыслить человек, чем больше знать и вмещать в своем сознании, тем менее разрушительной станет его деятельность. Человек способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир по принципу: «НЕ НАВРЕДИ», «ПОСЛЕ МЕНЯ ЧИЩЕ, ЧЕМ ДО МЕНЯ».

Уметь уважать человеческое в каждом, кто живет и трудится рядом, это самое большое человеческое мастерство. Тонкость чувств воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя.

Образно говоря, воспитатель должен быть садовником, и сорняки вовремя убирать. Это взрослый Маленький принц, который вместе с детьми познает мир, открывает в нем истины, обретает ценности. Под мудрой заботой воспитателя расцветает ребенок-цветок. Сначала он капризный, эгоистичный, себялюбивый; а через несколько лет он станет красивым, гордым, миролюбивым.

И всё это происходит в труде, в радостном совместном полезном для других, потому что только в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин, переживает чувство человеческого достоинства. Радость труда своеобразна, труд только тогда воспитывает, когда он нелёгок. Если вы когда-нибудь поднимались на вершину горы, то знаете, как это трудно, каждый шаг дается ценой больших усилий, но хочется дойти и доказать самому себе, что это возможно. Поднявшись на вершину, чувствуешь, что сам себя победил. Возможно, вы удивитесь, но в горы хочется всегда. … Не случайно В. Высоцкий пел: «Лучше гор могут быть только горы… друга в горы тяни…». Так вот, радость труда можно сравнить с чувством, которое переживает человек, поднимаясь на вершину горы, а результат труда – это покорение вершин, когда человек возвышает себя над собой, утверждает своё достоинство. В труде проверяются люди, чувство гордости познается только трудом. Уметь заставить себя работать, ставить цели и добиваться их может только самовоспитанная личность, итог самовоспитания – это ВОЛЯ!

Наши великие педагоги Антон Семенович Макаренко и Василий Александрович Сухомлинский своей деятельностью и деятельностью своих воспитанников «пели гимн» труду. Они утверждали, что Труд должен быть своеобразной волевой закалкой. Человеку необходимо иметь три привычки – к труду, к здоровью и к ученью.

Очень важно, чтобы в основе гражданских чувств педагога- воспитателя лежала трудовая гордость, радость мысли, что в своей любимой работе он непревзойденный мастер. ПРИЗВАНИЕ—это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благодатной почве трудолюбия и самовоспитания. От труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному и физическому развитию, к становлению гражданской основы личности. Радость труда воспитателя должна озаряться на лицах детей его группы. Детям нравится то, во что они вложили частицу своей души – это самое главное. Никогда не следует пренебрегать самым простым, самым «черным», «грязным» трудом – с него начинается творчество. Чем больше работает ребёнок по собственному желанию, тем глубже входит в его духовную жизнь любимая работа, тем больше ценит он свободное время. Наводя порядок на своем рабочем месте, в доме, на улице – вы наводите его в душе. И как восклицательный знак труду пусть прозвучат великие строки Н. Заболоцкого: Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

И день, и ночь…. И ДЕНЬ И НОЧЬ…

Еще одно существенное немаловажное значение имеет предельно возможное снижение запретов в жизни ребенка. Запрет для ребенка – тормоз. Он останавливает действие его психической энергии и плохо влияет на развитие и здоровье. В маленьком человечке бушует океан энергий роста, развития, познания. Эти эмоциональные энергии помогают ему в короткий срок преодолевать целые эволюционные периоды, и поэтому торможение любой энергии ребенка путем запрета не приносит ему пользы. Лучше и полезнее для ребенка, если мы отвлечем его внимание от чего-то негативного и переключим это внимание на более полезное и привлекательное. Это непросто и требует большого напряжения и способностей, но всё же возможно – в этом талант ПЕДАГОГА.

Мы заем, что у каждого человека свой неповторимый характер, который проявляется с первых дней жизни. Переделать характер невозможно. Можно облагородить его, а для этого нужны большое терпение и срок, который у каждого ребенка свой. У природы свои четкие календарные сроки и их она заложила в человека. Есть сроки, упустив которые очень трудно что-либо сделать потом. Мы отвечаем за период ранней весны в человеческой жизни, и какую почву мы подготовим к сеянью глобальных знаний в школе и вузе зависит от нас. Чтобы зерна знаний взрастали легко, мы должны эту почву обогащать добром, красотой, крепким здоровьем.

В дне сегодняшнем есть все технические возможности создать человека-творца, но наряду с этим необходимо титанически душевно трудиться чтобы он стал созидателем новой жизни. Это будет более нравственный, более творческий, более широко мыслящий человек. Его мышление должно стать планетарно-космическим, и это будет совершенно естественно, так как мир един в своем многообразии и рожден в пространстве космоса, от которого все мы неотделимы и с которым связаны тысячами невидимых нитей.

Публикации по теме:

Не позволяй душе лениться. Иногда жизнь подводит тебя к тому, что ты начинаешь верить – наши мысли материальны. В детстве я часто сталкивалась с тем, что взрослые.

Эссе «Не позволяй душе лениться…» НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ… «Воспитание - великое дело: им решается участь человека» В. Г. Белинский С первых дней жизни дети отличаются друг.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
«Не позволяй душе лениться…» Компетентность педагога-воспитателя как основа гражданского воспитания дошкольников
Опубликовано: 10 июня 2015 в 10:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

Фотозарисовка о прогулке в акванариум в нашем городе
Достаточно недавно у нас в Рязани открыли новую познавательную и интересную выставку морских обитателей. Работая воспитателем, достаточно сложно выбрать...
Фотоотчёт о занятии по нетрадиционной аппликации «Осень в лесу» в подготовительной...
В подготовительной группе я работала со своими ребятами по проекту "Многоликая природа" по нетрадиционной аппликации, где использовали разнообразные...
Картотека загадок по ФЭМП
Загадка-мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего либо. В особенности они полезны для формирования...