МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный стандарт рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение дошкольников к традициям родного края“ для реализации регионального компонента» размещена в разделах

Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе. Национально-региональный компонент : родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др. В дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Уважаемые коллеги! Дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов, сами порой плохо знаем традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что мы, педагоги, раньше не работали в этом направлении, но каждый из нас делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий.

Цель: воспитание любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

В работе с детьми использовать методы, наиболее интересные и эффективные в плане усвоения материала:

-метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд

и приданий посредством театрализованных постановок праздников,

традиций;

- эвристический (частично-поисковый) метод;

-метод моделирования;

-социо-игровые технологии;

-игровой метод;

- метод практических действий, наглядный.

Работу по приобщению детей к родному краю необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, краю.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание должны уделять знакомству с русской народной избой. Проводить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызвать интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал - предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии,подготовленные родителями, который в последующем должны использовать в работе с детьми в приобщении к народной культуре края. Знакомить детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством, народным промыслом. Изготовлять игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным нам народным промыслам, а затем организовывать выставки детского творчества. На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми. В работе должны использовать современные развивающие программы и технологии – это источники литературы. Результатом работы является перспективный план работы по теме «Приобщение к традициям родного края», серия занятий. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к народной культуре. Родители должны принимать участие в организации экскурсий по родному краю, краеведческий музей, в организации «Мини-музеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники. В результате дети должны получить первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей своего народа. Иметь представление о народных традициях и праздниках. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей малой Родины. Я глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи, как проводника социализации. Совместно с родителями, приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова»Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Зима в произведениях Омских поэтов» Возрастная группа: старшая.

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова»НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: ««Первый снег в произведениях Омских поэтов Татьяны Четвериковой.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента
Опубликовано: 18 мая 2020 в 15:33
+346Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 94.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД