Анна Егорова
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Б. Паскаль:
«Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным».
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие математических способностей дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлени-ем открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошколь-ного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. Постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим одно из противоречий игры как средства воспитания : с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство для формирования личности. В наибольшей степени это осуществляется в дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры : если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам А. А. Смоленцева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова В. П. Новикова и др. предлагают игры особого рода.
Исходя из логики действий, осуществляющих решающими детьми, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры по всем разделам программы, например такие: «Найди различие», «Преобразование одной фигуры в другую», «Покажи свечи по порядку», «Что лишнее?», «Изменение количество квадратов в фигуре», «На каком рисунке больше треугольников?», «Какого шара не хватает?», «Чья тень нарисована слева?», «Какой знак лишний?», «Запомни и построй», лабиринты, ребусы, графические диктанты.
Игровые упражнения, цель которых – в завершении, продолжении начатого рисунка, постройки, в разгадывании замысла, развивают умение понимать символику, схематичность, развивают предпосылки творческой самостоятельности: «На что похоже?», «Дорисуй», «Дострой», «Из двух одну» (и наоборот) и др. Педагогическая значимость предлагаемых игр зависит от позиции и роли взрослого. Главное – мотивация, воспитание у детей желания предлагать свой сюжет, способ воссоздания, стремления к аналогичным и конструктивно новым играм, к достижению результата.
Воспитатель помогает ребенку не только воспринимать
отношения объектов окружающего мира (их равенство и неравенство, но и формулировать соответствующее высказывание, пользоваться необходимой терминологией в игровой, практической деятельности.
Цифра как знак, показатель числа выделяется при уточнении итога счета. Запоминание знаков дает возможность ребенку быстро ориентироваться в количестве предметов, сравнивать. Желательно, чтобы цифры стали повседневным материалом, частью развивающей среды (например, «Забавные цифры», «Буквы, цифры» и др., использовались в самостоятельных играх (например, игры «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр» и др.).
Игры на освоение счета очень разнообразны: подвижные, конструктив-ные, настольно-печатные и др.
Для освоения умения сравнивать и обобщать группы предметов по числу следует специально, с учетом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их: «Кому сколько?», «У кого столько же?», «Что изменилось?», «Какая игрушка спрятана?», «Где больше?» и др.
Для самостоятельных игр отводится ежедневно 30 – 40 минут. Каждый ребенок выбирает себе игру, игровые пособия из уже имеющихся в предметно-игровой среде. Играет, ставя цель, включаясь в активный поиск решения игровой задачи, оценивая свои результаты.
Мини-ситуации развивающей направленности планируются педагогом, но могут возникать стихийно, педагог включается в их разрешение, обогащая деятельность детей.
Используемая литература:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
2. А. К. Бондаренко, И. А. Матусик «Воспитание детей в игре»
3. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»
4. Р. И. Жуковская «Игра и её педагогическое значение