Татьяна Галиулина
Консультация для воспитателей «Развитие экологической культуры у детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Во время проживания ребенком дошкольного детства, у него складываются первоначальные ощущения и впечатления обо всем, что окружает его. Это мы называем познанием ребенком окружающего мира. Дети эмоционально воспринимают все, что связано в природой. Они начинают накапливать представления о самых разных формах жизни. Их интересуют всевозможные процессы и явления, происходящие как в живой, так и неживой природе. Но самостоятельно они не могут понять и осознать суть явлений. Для этого и существуем мы - педагоги, люди, являющиеся проводниками детей в мир природы, в мир экологической культуры. именно мы можем развить у малышей экологическое мышление и сознание, показать, насколько разнообразен, красив и интересен мир природы и как сильно он нуждается в заботе человека.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие экологической культуры у детей и взрослых“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Развитие экологической грамотности граждан надо начинать как можно раньше. Мы в дошкольных учреждениях дадим основу, своеобразный фундамент, а в школах уже этот фундамент укрепят расширением и закреплением знаний. но не всегда только дошкольники и школьники нуждаются в развитии экологических представлений, часто и взрослым необходимы знания об экологии. Поэтому можно порекомендовать педагогам время от времени делать стенды для родителей с информацией на экологические темы. Готовя такие стенды, подбирая соответствующие материалы, педагог и сам развивается, расширяет свои знания, узнает новое для себя, соответственно становится еще образованнее. А дополнительные знания, как известно, приносят только пользу.
К большому сожалению, не все взрослые люди имеют экологическую культуру. Некоторые загрязняют окружающую среду всевозможными отходами, губят животных и растения, не берегут, загрязняют, уничтожают, а иногда даже поджигают такую важную для планеты экологическую систему как лес. А ведь у этих взрослых есть дети, которые перенимают поведение родителей и считают его правильным. Так вот для того, чтобы дети, которых мы воспитываем сейчас, не стали в будущем экологически безграмотными взрослыми и необходима наша работа по экологическому воспитанию.
Такая работа должна проводиться регулярно, здесь необходимо сотрудничество педагогов, детей и родителей. Для начала детей надо заинтересовать и увлечь рассказами, примерами, экологическими сказками и специально подобранными мультфильмами, либо наблюдением.
Наблюдение - это прекрасный метод для преподнесения детям информации об объекте. Во-первых, мы объект можем рассмотреть, во-вторых мы можем его потрогать, в-третьих мы можем уловить его аромат (если это растение) и т. п. То есть во время наблюдений у нас могут быть задействованы все органы чувств, а ведь это является очень важным в развитии памяти и ощущений у детей. Дети запоминают не только внешний вид объекта, но и свои ощущения от прикосновений к нему.
Одной из лучших форм для экологического образования детей дошкольного возраста, после наблюдений, я считаю беседы. Беседы можно проводить как в помещении детского сада, так и на улиц, во время прогулок. Темы для бесед на улице подсказывает сама природа и окружающий нас мир. Дети охотно ведут беседы с воспитателем на различные темы. Если тема беседы заинтересовала детей, они задают много вопросов и сами охотно отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими впечатлениями и заданиями.
В беседах развивается речь, а если педагог говорит грамотно и красиво, используя художественное слово, то у детей развивается культура речи, правильное произношение, обогащается словарный запас, дети запоминают правильность постановки ударения в словах.
Но главной формой экологического воспитания все-таки является занятие.
Занятие должны иметь направленность на формирование у детей экологический знаний :
- о правильном, гуманном отношении к явлениям природы и ее объектам;
- о растительном и животном мире планеты;
- о самой планете Земля
- о неживой природе;
- о временах года и их особенностях;
- о правилах сохранения чистоты окружающего мира;
- о погоде на планете и её изменениях.
Усвоение основ экологических знаний в дошкольном возрасте наиболее перспективно. Дети воспринимают природу и ее явления достаточно эмоционально, они способны подолгу рассматривать всевозможных насекомых, удивляться их необычным движениям, визжать от восторга от вида севшей на цветок бабочки или божьей коровки. Дети с интересом наблюдают за птицами и их гнездами. Вот в эти минуты педагогу необходимо быть рядом, расширять и дополнять знания детей чем-то новым, интересным и необычным для них.
Занятия по основам экологии не могут быть скучными. Они должны вызывать у ребенка желание продолжить общение на эту тему желание задавать вопросы и узнать еще больше. Дети дошкольного возраста после интересного экологического занятия, могут долго между собой вести дискуссии на данную тему и даже спорить. Это означает, что тема была выбрана верно, соответствует возрасту и вызвала у детей повышенный интерес. Соответственно педагог должен продолжить расширять и дополнять знания детей по данной теме, возможно прибегнув к другим формам экологического образования.
На занятиях надо использовать разнообразные наглядные пособия: произведения живописи, плакаты с изображениями объектов живой и неживой природы, альбомы, фотографии, картинки, видео, коллекции, игрушки.
Нельзя собирать коллекции насекомых, показывать детям чучела животных - это противоречит всем принципам экологического воспитания.
Так же нам с вами известно, что дети могут даже неосознанно перенимать поведение взрослых, а тем более, если это любимый воспитатель. Поэтому будьте внимательны к своему поведению по отношению к объектам природы. Например, прежде чем сорвете на клумбе заболевший цветок или отломите у дерева засохшую ветку потрудитесь объяснить детям, что для чего и почему вы это собираетесь сделать. Показывайте во всех сферах деятельности с детьми положительный пример.