Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Ольга Грачева
Консультация для воспитателей «Роль русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31

«Аленький цветочек», Белгородская область, г. Губкин,

воспитатель Грачева Ольга Федоровна

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Терпение, доброта, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные качества, представления о добре и красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место отводится русской народной сказке. Знакомство со сказкой начинается с самого раннего возраста. Поначалу это сказки-потешки, крошечные по объему произведения, насыщенные глубоким содержанием. Возьмем, к примеру, одну из таких сказок-игр «Сорока-ворона». Сорока-ворона кашу варила, деток кормила, а одному каши не дала. Он за водой не ходил, дров не рубил, кашу не варил. Вот в такой сказке-потешке, играя с ребенком, с самого раннего возраста внушается мысль о том, кто не работает, тот не ест. Или вот, например, хорошо известная сказка «Репка». Здесь утверждается подлинно народный смысл, что непосильная одному работа может быть выполнена, если за нее возьмутся все вместе. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружбе. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» учат слушаться родителей. Слушая такие сказки, ребенок незаметно для себя усваивает и житейскую мудрость, и народный смысл сказки [1]. Кроме бытовых сказок, сказок про животных есть еще и волшебные сказки. Волшебные и волшебно-героические сказки появились в глубокой древности. В этих сказках воспеваются подвиги, находчивость, смелость и целеустремленность героев – выходцев из народа. Эти герои преодолевают всякие трудности в борьбе за справедливость. Они побеждают носителей зла – жестокого и коварного царя или чудовищного Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу и т. д. А волшебные предметы – скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-неведимка помогают им. Во всех сказках добро всегда побеждает зло, торжествует справедливость. В сказках воспевается образ русской женщины, её физическая и нравственная красота. Она верная жена и мудрая жена, помогающая мужу или жениху советом. Сказки новеллистического характера, куда относится и цикл сатирических сказок, возникли несколько позже волшебных сказок. В этих сказках чудесных помощников почти нет. Главное место занимают события из реальной жизни. В этих сказках рассказывается о взаимоотношениях выходца из народа, чаще бедного мужика с богачами – царем или барином. Простой мужик оказывается сообразительней, умнее, находчивее. Он всегда выходит победителем. В сказках высмеиваются лень, жадность, глупость, тунеядство, зазнайство. Сказки преподносят детям поэтический образ своих героев. Нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа [2]. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. Язык сказок насыщен афоризмами, повторами, эпитетами. Он очень поэтичен. Недаром такие великие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - говорил А. С. Пушкин о сказках. Пушкин с глубоким интересом слушал, записывал русские народные сказки не только от няни Арины Родионовны, но и от других исполнителей. Он и сам выступал в роли сказочника. Мудрость и простота, сочетающаяся в сказках помогает донести до маленького человека высокие и нравственные идеалы: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Помогают возродить в людях духовность, милосердие, гуманность, сочувствие. Сказка способствует формированию у детей любви и уважению к своему народу, семье, к труду, к своей Родине.

Таким образом, роль русских народных воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.

Используемая литература:

1. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, - СПб, 2010 – 210 с.

2. Акинин, В. П. Русская народная сказка, - М., 1977, -208 с.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Песня выпускников детского сада «Аленький цветочек»Песня выпускников детского сада «Аленький цветочек» Эту песню я написала для выпускников этого года. Акцент сделан на название нашего детского сада, но если применить фантазию, то "Аленький.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 19:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД