Юлия Целина
Консультация для воспитателей «Создание условий для игровой деятельности в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Создание условий для игровой деятельности
в группе раннего возраста».
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания игровой деятельности в группе. При этом в ДОУ требуют от нас педагогов, представления права самостоятельного выбора игры к каждому ребенку, это очень важно, что бы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослым. Для этого создаются условия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для игровой деятельности в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Одним из основных условий является наличие в развивающей среде игрушек и материалов, способствующих созданию замысла; своеобразные зоны направляющие мысли ребёнка в направлении самостоятельной игры (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей, животных и игрушки на бытовые темы).
* Принцип обеспечения права ребенка на игру (предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать права ребенка на игру. Свобода достижения ребенком своего права на игру – основополагающий принцип, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, мест и времени для организации различных видов игр)
* Принцип универсальности предметно – игровой среды (позволяет изменить игровую среду, трансформировать ее в соцветий с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной и развивающей.
В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых мои дети играют со знакомыми и любимыми куклами, машинками. Р. И. Жуковская считает, что кукольный уголок – это не хранилище безымянных кукол, а «место жительства» дружной кукольной семьи. Приём одушевления куклы позволяет проникнуться к ней, как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно.
Усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок и перехода к сюжетно – ролевой игре: появление обобщённых действий, использование предметов «заместителей», обогащение содержания игры. Так, например, детям можно вводить только для игр с куклами несколько тем и ролевых сопровождений игровой ситуации :
- знакомство с куклами;
- кормление кукол;
- купание;
- куклы просыпаются;
- куклы одеваются на прогулку;
- обед для кукол;
- кукла заболела;
- куклы идут в детский сад.
Принцип систематичности предполагает сомосштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно – игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнения зависит от приоритетности игр детей в соотвецтвии с возрастом и от развивающей сущности игры.
Исходя из этого, организация такой среды выдвигает следующее требования: 1) Игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно – гигиеническими, психолого – педагогическими и эстетическими требованиями – такая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка. Обязательными требованиями, предъявленным к игрушкам, является невозможность: - Провоцировать ребенка на агрессивные действие; - Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, роли которых выполняют играющей партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки; - Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
- Полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств).
- Возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого). - Высокий художественно-эстетический уровень (приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству).
2) Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды : расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка. 3) Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей, выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов, игрушек и игрового оборудования.
4) Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т. е. ее содержание должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков.
Важно, чтобы дети не только осваивали готовую предметно-игровую среду, но и сами участвовали в ее создании и изменении.
Все центры развивающей среды в моей группе, взаимосвязаны и объединены задачами:
– Сделать окружение для моих детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоционально-активным.
– Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создавать эмоциональную атмосферу в группе.
Так же у меня в «Групповой комнате» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта. Мои малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними.
Дидактический стол в моей группе является частью развивающих игр. Я использую его для проведения игр – занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
При наблюдении за общением и совместной игрой детей, в моем коллективе преобладает дружная атмосфера. Ведь для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе были созданы условия для разных видов деятельности.
Мастер-класс «Зайчик на пальчике». А сейчас я хочу поговорить о том, что каждый из нас оказывался в такой ситуации, когда кажется, что поведение детей выходит из-под контроля: они шумят, играют, не замечают ничего во круг, носятся как угорелые и не могут усидеть на месте. Ведь гиперреактивность – один из самых распространённых диагнозов у детей. Чем же можно занять детей, да еще и при этом одновременно успокоить и сделать это занятие интересным? Все вы знаете, что больше всего на свете дети любят играть. Еще приятнее, когда свою игрушку ты сделал сам. Замечательная игрушка «Зайчик на пальчике» делается очень легко, быстро, а самое главное – ребенок успокаивается, и вот уже ничего его не интересует, кроме милого мягкого зайчика. Игра с зайкой на пальце развивает координацию, чувство ритма, дарит радость общения и положительные эмоции! С незапамятных времен зайчика на пальчик делали детям, чтобы с ними всегда был друг. Эту игрушку – оберег родители делали своим малышам, когда уходили из дома, ведь ее изготовление занимает очень мало времени, требуется простой материал: в любой семье найдется не большой квадратный кусок приятной ткани, вата и нитки. Ну а радость детям игрушка доставит огромную. Во время ее изготовления помните, что ребенок, если и не делает ее самостоятельно, то может вам помогать. Ведь каково ощущать ребенку, что игрушку он сделал сам, своими собственными ручками, которые еще пять минут назад не давали покоя родителям!
Ежедневный и ежечасный труд воспитателя плюс хорошие условия построения развивающей среды расширяет широкий круг детских интересов и их форм деятельности. Это элементарные формы бытового труда и самообслуживания и конструктивное деятельность с включением элементарных трудовых умений и разнообразные формы продуктивной деятельности, новые знания по ознакомлению ребёнка с окружающими его явлениями природы и общество, и различные формы эстетической деятельности и конечно же умение находить себя в ролевых играх. Такое развитие детей возможно только при систематической работы воспитателя с детьми группы раннего возраста, основываясь на рекомендации Федеральных Государственных Требований.