МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Своеобразие устного творчества башкирского народа»

Олеся Магафурова
Консультация для воспитателей «Своеобразие устного творчества башкирского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Своеобразие устного творчества башкирского народа.

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [3]. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Своеобразие устного творчества башкирского народа“» размещена в разделах

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях [2].

Устное народное творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм - есть фольклор [4]. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных обществ, групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным фольклором.

В традициях народа, обычаях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, утвердившиеся в социуме, способствующие его выживанию и полноценному функционированию. Как коллективная память, они являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Бесценно значение устного народного творчества в процессе формирования личности ребенка. К сожалению, современная педагогика во многом подменила действительно глубокое духовное содержание традиционного воспитания набором формальных слов, инструкций, наставлений, системой голых запретов; была утеряна эффективная традиционная психотехника взаимодействия взрослого с ребенком, обращения к ребенку, внушения, формы группового и межличностного общения детей.

Национальная культура отражает конкретные особенности групп людей, живущих достаточное продолжительное время на одной и той же территории и имеющих родство. Таким образом, национальная культура находится в гармонии с национальным характером. Она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека, так, как гены отца и матери входят в его тело. Только глубоко вникнув в какую-то культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие.

Современная образовательная система должна реализовать принцип - от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры [15].

Ценность этических и эстетических идеалов, исторических представлений о родном крае, о людях, населяющих эти территории много веков назад, героических личностях, об устройстве общества очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знаний, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры и формирования у них познавательного интереса, исторической памяти. При этом фольклор может стать не только предметом изучения и средством формирования определенных представлений, а частью этой естественно-бытовой жизни детей.

Парадоксальный факт – в настоящее время население России (за исключением специалистов) имеет достаточно четкое представление о мировом сказочно-мифологическом наследии, в то же время не предполагает, что и творчество народов нашей страны, имеет не менее значимые по содержанию произведения. Причем эти произведения раскрывают те традиции, те знания, которые необычайно важны именно для конкретного этноса.

Произведения устного народного творчества обладают богатым социальным, культурно-историческим, нравственно-педагогическим потенциалом. Они создают богатые возможности для развития творческого воображения слушателей. При этом социализируется вся сенсорная система человека: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы. Специфика сказочно-мифологических произведений является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Они содержат в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия и т. д.

Республика Башкортостан - многонациональная республика. Тернистый исторический путь, пройденным башкирским народом, отмечен формированием специфических национальных традиций и свойств духовного облика определенного национального психического склада.

Одной из форм культуры, причем одной из первых по времени возникновения, является фольклор. Жанровое своеобразие, богатство башкирского фольклора общеизвестно.

Можно было бы привести десятки восторженных высказываний о башкирском фольклоре. Хотим привести лишь одну мысль, высказанную крупными музыкантами прошлого века. Так, прекрасный знаток духовной культуры башкирского народа Р. Г. Игнатьев, отмечая импровизаторский дар башкир, в семидесятые годы прошлого столетия писал, что «башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса - поет про лес, мимо горы - про гору, мимо реки - про реку, дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы - с ее глазами, со цветом ее платья и т. д.». Ему вторил С. Г. Рыбаков: «Творческие способности башкир доказываются тем, что до последнего времени встречаются песельники, соединяющие в себе дар поэтов и композиторов». Да, башкирская народная музыка - песни узун-кюй (протяжные песни, по общему признанию крупных музыковедов и фольклористов, это явление уровня мировой народно-песенной классики.

Исследователь Баймурзина В. И. отмечает, что башкирский народ донес до нашего времени замечательные произведения разных жанров устного творчества, традиции которых восходят к далекому прошлому. Бесценным культурным наследием являются легенды, предания и другие устные повествования, отразившие древние поэтические воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческую фантазию башкир [13]

Мотивами легенд и преданий насыщены генеалогические летописи (шежере)своеобразные историко-литературные памятники старого времени. Сведения о предках в ряде случаев связаны здесь с рассказами о событиях, происходивших при их жизни. Нередко приводятся мифологические легенды, суеверные рассказы. Неслучайно поэтому авторы этнографических очерков и статей прошлого века называли башкирские шежере по-разному : преданиями, хрониками, историческими записями. В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся атрибутом народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица – это «мудрость многих, остроумие одного».

Пословицы помогают яснее выразить мысль, полнее аргументировать доводы рассказчика, собеседника, украшают речь. «Красота подбородка – борода, красота речи – пословица» - недаром гласит народная мудрость [2].

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.

Эпос, как фундаментальное произведение, затрагивает и освещает большой круг вопросов. С этой точки зрения он — незаменимый источник для исследователя. Но, кроме него, народное творчество располагает богатыми и разнообразными жанрами, в которых мы тоже можем найти интересующие нас сведения о тех или иных сторонах быта. Поговорки и пословицы, песни и кубаиры, сказки и сказания передают эмоциональную сторону переживаемых народом событий. В них мы можем обнаружить и отпечаток веками складывавшихся взаимоотношений с соседними народами, и отношение к тем или иным событиям из собственной истории. Другими словами, народное творчество является богатейшей основой по изучению жизнедеятельности народов. Необходимо только бережно к нему относиться и сохранить его как уникальную духовную культуру, уже ставшую неотъемлемой частью общецивилизационного культурного фонда.

Таким образом, устное творчество башкирского народа включает в себя пословицы, поговорки, загадки, песни, эпосы, легенды, предания.

Публикации по теме:

Консультация «Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста» Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Своеобразие устного творчества башкирского народа»
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 16:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Своеобразие устного творчества башкирского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Магафурова (УИ 286434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД