Наталья Абрамова
Консультация «Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе, животным, воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности.
Публикация «Консультация „Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и усвоения различных видов деятельности. Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Поэтому на современном этапе актуальной проблемой является нравственное воспитание детей, обучение их культуре общения и поведения посредством народных ценностей : пословиц, праздников, обрядов.
Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Формирование культуры общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В пословицах, загадках, сказках, детям представляется возможность узнать положительные и отрицательные стороны людей, хорошие нравственные качества, через них ребенок узнает, что отрицательные нравственные качества высмеиваются
При формировании культуры общения, как и во всем процессе воспитания, очень хорошо использовать произведения устного народного творчества : сказки, пословицы, поговорки. Они более близки детям и очень доступны, остаются глубоко в душе.
Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Образность и доходчивость пословиц и поговорок делают их хорошим средством формирования гуманных чувств личности. Вовремя сказанная пословица оказывает несравненно более сильное воздействие, чем просторное нравоучение. К. Д. Ушинский, подчеркивая непревзойденное значение народных пословиц в воспитании детей, писал, что ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа; его потребности, привычки, его взгляд на природу.
Татарским народом создано огромное количество пословиц и поговорок. Многие из них имеют своей целью привить детям высокие моральные качества. В пословицах высоко ценится ум, честность, трудолюбие, высмеиваются жадность, лень, хвастовство.
Загадки вводят ребенка в размышление о связях между предметами и явлениями окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явлений. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Воспитательная ценность загадки состоит в том, что она развивает в ребенке догадливость и сообразительность.
Одним из самых распространенных и самых любимых у детей фольклорных жанров являются сказки. Каждый народ хранит в своих сказках образы своей культуры, уходящий корнями глубоко в историю. Сказочные герои своими поступками, мыслями и чувствами раскрывают прежде всего национальные и социальные, традиционные устои своего народа. Сказки по сути своей оптимистичны, их роднит всепобеждающая вера в счастье и добро. Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с живым миром, правилами поведения. Народные сказки глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа.
Для детей младшего и среднего возраста доступны в основном сказки о животных и бытовые, для старшего дошкольного возраста интересны волшебные сказки.
Педагогическая ценность народных сказок чрезвычайно велика. Сказки разных народов часто так похожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения.
В фольклоре заключены большие возможности для нравственного, трудового, умственного, эстетического развития подрастающего поколения. Он прекрасен воспитательной ценностью и способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, честность, скромность, уважение к старшим, трудолюбие, учит детей глубже и тоньше разбираться в жизненных ситуациях, в окружающих явлениях.
С первых дней появления на свет ребенок находится в тесном контакте с матерью. Наши бабушки, убаюкивая своих детей, пели колыбельные песни, общались с ребенком. С помощью колыбельных песен ребенок впервые слышал звуки своего родного языка. Пением колыбельных песен, потешек матери привлекают внимание своих детей, дети им улыбаются - появляется комплекс оживления.
Т. О. можно сказать, что через произведения устного народного творчества ребенок познает жизнь, усваивает ее правила и нормы, знакомиться с жизнью своих предшественников, воспринимает их опыт, в том числе и культуру общения.