Гузалия Магруфовна Голоскова
Консультация для воспитателей «Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей по данным НИИ гигиены и здоровья детей снизилось почти в три раза. Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Программы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья. Модель оздоровления может состоять из трех блоков, которые решают оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Оздоровительный блок
1. обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей;
2. способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно- сосудистой, дыхательной и др.) содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки;
3. закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, вода, различные традиционные и современные методики;
4. способствовать сохранению положительного психо- эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность к школе.
Образовательный блок
1. совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость; формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.
Воспитательный блок
2. воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями;
3. способствовать развитию воли, целеустремленности;
4. формировать позитивные качества характера;
5. воспитывать эстетические потребности ребенка, способствовать эмоциональному развитию.
Для эффективной реализации поставленных задач необходимо определение групп здоровья детей и создание нагрузок с учетом особенностей психофизического развития. В ДОУ необходимо выполнять принципы организации рационального здорового питания : регулярность, разнообразие, полноценность, индивидуальный подход во время приема пищи.
Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей включать соки, фрукты и овощи. Системный подход в организации питания позволит добиваться укрепления иммунной системы, улучшению физического развития. Важная роль в организации физкультурно- оздоровительной работы должна отводиться развитию скоростных, координационных качеств и выносливости.
Для этого должны быть созданы все условия: физкультурный зал с современным оборудованием, тренажеры, прогулочные веранды, оснащенные атрибутами для формирования двигательных навыков основных движений, спортивная площадка, а в группах оборудованы физкультурные уголки.
Формированию двигательной активности и сокращению пребывания детей в статистическом режиме помогают:
разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий;
физминутки, динамические паузы между занятиями;
смена позиций, использование игровых заданий во время проведения образовательных занятий;
проведение пеших переходов во время прогулки; динамический час
При возможности в ДОУ могут предоставляться дополнительные услуги, это различные секции: акробатика, ритмика, плавание, борьба. В зимнее время может работать секция лыжной подготовки. Также для активного отдыха детей необходимо организовывать: развлечения, праздники, дни здоровья, игры-забавы. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни.
Через закаливающие и оздоровительные процедуры повышается устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды, обеспечивается тренировка защитных сил организма.
Хорошей профилактикой заболеваемости в ДОУ является:
максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
свето- воздушные ванны (световой и температурный режим, чистота воздуха);
водное закаливание (обширное умывание, игры с водой);
хождение босиком по "дорожкам здоровья";
самомассаж рук и ног;
гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
оздоровление фитонцидами (чесночные букеты, чесночно-луковые закуски;
полоскание горла специальными растворами (ромашки, шалфея, эвкалипта, соли, йода и др.);
стимулирующая терапия (смазывание носа оксолиновой мазью, люголизация зева);
витаминотерапия: "Ундевит", "Поливит", настойка шиповника; витаминный стол и природные адаптогены: экстракт элеутерококка, настойка женьшеня; ингаляции по показаниям врача.
Психическое здоровье детей восстанавливается при помощи игр в сенсорной комнате- элементы аутотренинга, релаксации, минутки тишины, психогимнастика, элементы сказкотерапии, музыкотерапии, смехотерапии.
Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формированию элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:
физическое здоровье (я сильный, у меня красивое стройное тело);
соматическое здоровье (я здоров, у меня ничего не болит) психическое здоровье (я счастлив, у меня хорошее настроение) нравственное здоровье (я всех люблю и никому не делаю зла).
Сформировать представления и навыки здорового образа жизни невозможно путем простой передачи знаний, а должны быть целая серия познавательного цикла, состоящая из разделов:
"Я - человек" (представление о своем внешнем облике);
"Нас много - мы разные" (понимание эмоционального состояния других людей);
"Моя семья" (представление о себе и своей семье);
"Движение - это жизнь" (пользе физкультуры и закаливания);
"Здоровое питание, полезные витамины";
"Чистота - залог здоровья" (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).
Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья.