АА
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные качества, имеющие важное значение, для развития детских взаимоотношений. Уже у малышей третьего года жизни могут проявляться такие свойства
личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм, или доброжелательность, внимательное
отношение к товарищам. Развитие этих качеств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания от условий, в которых он живет.
Условия эти - положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
С раннего возраста у детей нужно формировать культуру общения. Это предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать с чувством уважения к окружающим. Например: прочитай стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». Здесь девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть, потому, что знает - мама устала ее нельзя будить. У детей надо воспитывать сочувствие так же к старым людям, например к бабушкам. Прекрасной иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка - добрая душа». Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить свою доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые воспитатель или родители, пробуждающие чувства эти быстро угасают и он остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например: Участки для младших и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним, вдруг кто-то из старших как вихрь налетает на малыша, хватает мяч и убегает. Малыш плачет, старшие дети смеются. Бывает, что подобной ситуации воспитатель говорит обидчику : «Сейчас же отдай малышу мяч» ребенок выполняет требование, и на этом кончается воспитание уважения друг к другу. Но хороший педагог должен непременно вернуться к этому случаю спустя некоторое время, напомнить о нем всем детям: «Сегодня у нас произошел скверный, безобразный случай. Кто же в этом виноват?» Дети кричат: «Миша, он отнял мяч!» «Только ли Миша?» - удивляется воспитатель. Дети смущенно опускают глаза.
Так педагог заставляет ребят испытать чувство стыда, угрызения совести, сожаления по поводу случившегося. Это одно из условий воспитания уважения друг к другу. Иногда некоторые дети плохо дифференцируют отдельные понятия. - Например, они путают понятия «быть добрым», «честным», справедливым, хотя и связывают их с общим понятием быть хорошим. На вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают «Быть добрым, вежливым, ласковым; на вопрос «Что значить быть добрым? отвечают: «Это - место в автобусе уступать». Представления других детей точны и содержательны. Они знают, что быть добрым это делиться с товарищами сладостями, игрушками, помогать тем, кто попал в беду, любить животных птиц и т. д. быть справедливым - это быть честным, не перекладывать свою вину на друга, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты. Содержание дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений.
Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой, прежде всего, связывается возникновение у дошкольников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, например черемухи, вишен, яблонь.
Некоторые дети невосприимчивы к красоте в природе, не способны замечать чувства прекрасного. Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушным. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка.