Марина Ушакова
Консультация для воспитателей «Художественное слово в математическом образовании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие детей, в настоящее время, является одной из наиболее значимых актуальных проблем. Как в теоретических так и в практических отношениях. Ведь речь идёт о важнейших условиях формирования и развития индивидуальных способностей и личности ребёнка.
В процессе дошкольного образования существует множество программ, методик и технологий различного направления, помогающие воспитывать, обучать и развивать детей. В своей работе с детьми по развитию ФЭМП я использую много сказок, стихов, поговорок. Ведь художественное слово так же способно обогатить математическое образование дошкольников. Воспитатель самостоятельно определяет и включает в работу стихи, считалки и загадки.
Публикация «Консультация для воспитателей „Художественное слово в математическом образовании дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может произойти на занятиях по математике, разучивание их проводится в свободное время (необходимо назвать автора произведения, стихотворения). Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни и в свободной игровой деятельности.
Загадки используются в зависимости от целей познавательного общения, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает на сравнения, которые доступны детям и могут привести к нахождению ответа. Вот например некоторые из загадок, которые целесообразно использовать.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина
У неё теперь ангина.
(Град)
Пять котят да мама- кошка.
Сколько кошек на окошке?
(Шесть)
Десять мальчиков
Живут в зелёных чуланчиках
(Горох)
Чёрен, да не ворон.
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет.
(Жук)
Братцев этих ровно семь.
И они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
(Дни недели)
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо – зёрна.
Чёрный белого позвал,
Белый зёрна поклевал.
(Ночь и День)
В качестве загадок используются так же произведения К. Чуковского, А Барто, С Маршака, С Михалкова и других.
Например: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку,
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
А Кондрат задумался, глядя из – за угла :
Много ли копеечек бабушка дала?
(Бабушка дала одну копеечку, т. к. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка).
Хозяйка с базара однажды пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу.
Все овощи хозяйка разложила по разным тарелкам.
Вопрос: сколько понадобилось тарелок?
(Шесть тарелок)
В результате применения художественных произведений в математическом образовании дошкольников, последние не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач.
Задания на сообразительность, задачи – шутки, задачи – ловушки ис-пользуются не только для развлечения, но и в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.
Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предложениях, воображении.