Нина Сунцова
Консультация для воспитателей «Игры на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно, поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Основные принципы организации игр на песке.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры на песке“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
1) Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задания соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм; исключаем негативную оценку действий ребенка, поощряем фантазию и творческий подход.
2) «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
3) Реальное «проживание», проигрывание возможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок непросто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки.
Для игры в песок нужен разнообразный набор игрушек:
-куклы-человечки;
-здания: дома, школы и т. д. ;
-животные;
-машины;
-растения;
-постройки: мосты, ограды, ворота,загоны для скота;
-сказочные герои: злые и добрые;
-живая зелень;
-домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики;
-пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.
Игровые занятия с песком начинаются с развития тактильных форм ощущений, как в индивидуальной работе, так и в групповой работе с детьми.
Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями.
В книге Грабенко Т. И., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Коррекционные развивающие и адаптирующие игры» предложены следующие обучающие игры :
-«Отпечатки наших рук» : на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях. «Мне приятно. Я чувствую прохладу (тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь очередь ребенка.
Какие движения рук можно проделать в песке :
-выполнять зигзагообразные и круговые движения;
-оставлять отпечатки ладоней, кулачков, костяшек;
-«пройтись» по песку пальцами левой и правой руки;
Такого рода игра с песком стабилизирует эмоциональное состояние и развивает мелкую моторику рук, позволяет понять свои ощущения.
-«Что спрятано в песке» -игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину».
Она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера»- откопать «мину», не дотрагиваясь до него.
Можно на ощупь узнавать, что спрятано.
-«Откопай» разгадку.
Читаются загадки,- ребенок отгадывает и откапывает.
Интересны познавательные игры, фантастические игры- имитация жизни других планет («звездные войны»,игры-экскурсии «Прогулки по родному городу»,
сказочные игры на песке. При подготовке и проведении сказочных игр с детьми, важно учитывать несколько этапов.
На каждом из этих этапов поведение взрослого как непосредственного участника игры должно быть различным.
Этап 1. Введение в игровую среду.
Средства. Присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное слушание и активное участие.
Стиль поведения взрослого. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку.
Этап 2. Знакомство игрой и ее героями.
Средства. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов- того, что требуется по сюжету, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.).
Стиль поведения взрослого. Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного помощника.
Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.
Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)
Стиль поведения взрослого. Взрослый демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол, создается ситуация, в которой ребенок действует самостоятельно, отыгрывая в «песочном мире» свои негативные эмоции.
Этап 4. Выбор помощи.
Средства. Обращение к ребенку за помощью: «Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?. Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь
помочь жителям этой страны». При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
Стиль поведения взрослого. Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком.
Этап 5. Борьба и победа.
Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Именно сейчас дети выступают Творцами – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками.
Стиль поведения взрослого. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает свою уверенность в том, что у ребенка все получается.
Этап 6. Утверждение победы.
Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.
Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникли в процессе игры.
Этап 7. Выведение из игровой среды и перспектива дальнейших приключений.
Средства. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
Стиль поведения взрослого. Взрослый пытается заинтересовать ребенка, опираясь на полученный ребенком опыт успешной деятельности и закрепляя его.
Взрослые могут придумать для детей разные игры на песке, но не должны забывать главного, что сами являются лишь участниками этих игр.
Литература :Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры Год : 2004 Автор: Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Жанр: Дефектология. Логопедия Издательство:ДетствоПресс