Елена Круглова
Развитие речи дошкольников в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование – самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний, настроения. Изобразительная деятельность обеспечивает полноценное развитие таких процессов, как восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля, а так же развивает мелкую моторику рук. Наблюдения за деятельностью детей и анализ специальной литературы по проблеме обучения детей рисованию позволили сделать вывод: рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Изобразив событие, легче потом рассказывать о нём.
Публикация «Развитие речи дошкольников в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В то же время дошкольный возраст является периодом активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Поэтому воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь во всех видах деятельности, в том числе и в изобразительной, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в группе речевую среду. Воспитатель должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности воспитатель решает следующие задачи, направленные на развитие речи дошкольников :
1. Для формирования навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры используются чистоговорки до и во время изобразительной деятельности :
- Лёт-лёт-лёт – нарисуем (я рисую, мы рисуем, получился) самолёт.
- Ву-ву-ву – нарисуем мы сову.
- Ду-ду-ду, ду-ду-ду, карандашик я найду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, я листочек обведу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой, мой листочек небольшой.
Дуй-дуй-дуй, дуй-дуй-дуй, ветер, ветер, ты не дуй!
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, ты, листок, не улетай!
2. Для уточнения, систематизации и обогащения словарного запаса детей по определё нной лексической теме могут использоваться специально подобранные стихотворения:
- Тема «Игрушки» :
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение с воспитателем.
- Тема «Город» :
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
3. Для совершенствования грамматического строя речи используются следующие дидактические игры:
Д/и «Большой - маленький» : Петя нарисовал огурец, а Ваня маленький…огурчик.
Д/и «Какой? Какая?» : помидор круглый, а огурец…овальный.
Д/и «Один – много» : Петя нарисовал одно дерево, а Ваня много…деревьев.
Д/и «Где это нарисовано?» : (по рисунку «Зима») Где лежит снежинка? Где висит сосулька? Где замёрз лёд? Где катаются дети? Где слепили снеговика?.
4. Для развития умения детей связно высказываться, обосновывать свои суждения используется:
1) составление рассказа по своему рисунку или рисунку другого ребёнка (по сюжетной или предметной картине) :
- Я нарисовал лимон. Это фрукт. Он растёт на дереве. Лимон круглый, жёлтый, твёрдый, кислый. Внутри у него косточки. Он покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай.
- Выпало много снега. Мальчик вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом - средний, а затем – маленький. Вместо глаз он вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый, даже птички на дереве им любуются.
2) составление творческого рассказа: «Что я буду рисовать», «Что произойдёт с героями моего рисунка дальше» и пр.
Я хочу нарисовать собачку, потому что она ласковая, пушистая, любит играть.
5. Развитие регулирующей и планирующей функции речи.
Возникновение регулирующей, планирующей функций речи – центральная особенность дошкольного возраста. Возникает как функция, порожденная окружающими, затем становится обращенной на собственное поведение в форме эгоцентрической речи и, наконец, переходит во внутренний план. Внутренняя речь появляется только к концу дошкольного возраста, ее интенсивное развитие приходится на школьные годы. Чтобы сформировать внутреннюю речь, необходимо проводить систематическую кропотливую работу. В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся воспринимать задания воспитателя, анализировать образцы рисования, лепки, выполнять рисунки или лепные поделки в соответствии с требованиями педагога. С первых лет пребывания в детском саду важно учить детей понимать задание и ориентироваться в нем. Непонимание отдельных слов или словосочетаний приводит к неполной или неточной ориентировке в условиях задания, что влечет его неправильное выполнение. Условия практической деятельности предполагают формирование умения выполнять задание до конца, действуя самостоятельно, соблюдая требования педагога. При выполнении заданий педагоги должны поддерживать детей, следить, чтобы ребенок не прекращал или не прерывал деятельность, доводил рисунок или лепку до конца.
6. Для развития речевой моторики, дыхания, ритмичности, выразительности речи используются следующие артикуляционные упражнения:
- рисунок «Слон» :
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
- рисунок «Дятел» :
Я по дереву стучу – д-д-д.
Червячка добыть хочу – д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д.
Всё равно он будет мой – д-д-д.
- рисунок «Лошадка» (после каждой строчки цокаем языком)
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива.
Цок-цок-цок-цок.
7. Для развития мелкой моторики, координации движений используются следующие упражнения:
- Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень» :
Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стёкла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла…
Я. Аким
- Импровизация движений в такт стихотворения:
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.
- Воспитатель читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш вперёд – назад.
- Пальчиковая гимнастика (по теме)
ШАРИК
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щёчки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
(Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Затем выпустить воздух: шшш.
ДОМ И ВОРОТА
На поляне дом стоит.
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Надо всегда помнить, что изобразительная деятельность является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
8. Для развития зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации можно предложить детям следующие стихотворения:
- Взял пару треугольников
И палочку – иголочку.
Соединил легонько я
И получилась ёлочка.
- Вначале вывел я два круга – колеса,
А между ними поместил я треугольники,
Из палок сделал руль и – что за чудеса! –
Велосипед стоит. Катайтесь, школьники!
- Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад.
Теперь живёт в нём гномик.
9. Для формирования интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке можно использовать специально подобранные стихотворения:
- ЛЕТНЯЯ КАРТИНКА
У солнца руки горячи,
Работают с охотой.
Всю землю кисточки – лучи
Покрыли позолотой!
А серый дождик – озорник
Тихонько подошёл
И всё зачиркал – чик-чик-чик –
Простым карандашом.
А. Шибаев
- ВЕСНА РИСУЕТ
Был у зимы огромный лист –
Необычайно бел и чист!
Он был по-своему хорош:
Ни одного пятна.
И вот его закрасить сплошь
Надумала весна.
Уже зелёный виден цвет,
Лиловый, жёлтый, синий…
Каких оттенков только нет,
Узоров, пятен, линий!
Что получилось?
Не секрет:
Самой весны автопортрет!
А. Шибаев
Таким образом, во время художественной деятельности у воспитателей есть все возможности для развития речи своих воспитанников.