Получи документы

Консультация для воспитателей Тема: «Вижу, действую, познаю»

Людмила Галушко
Консультация для воспитателей Тема: «Вижу, действую, познаю»
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»

Г. Сургут, Тюменская область

Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л. С.

Л. С Выготский в своих исследованиях доказывает, что восприятие является основной психической функцией детей раннего и младшего дошкольного возраста. Всякое восприятие в этом возрасте отличается двумя особенностями.

Аффективный характер – так Выготский определяет первую особенность, отражающую яркость (страстность) и эмоциональную окрашенность всего воспринимаемого ребенком. Вторая особенность определяется тем, что именно на основе восприятия развиваются остальные психические функции ребенка: внимание, речь, мышление, воображение. В активном восприятии окружающего мира на основе узнавания развивается память как продолжение восприятия.

Публикация «Консультация для воспитателей Тема: „Вижу, действую, познаю“» размещена в разделах

Мышление младшего дошкольника проявляется в наглядно- действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. Выготский подчеркивает, что в этом возрасте «все сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития детей 3-4 лет педагогам, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для развития детского восприятия. А благоприятными они будут в том случае, когда педагог организует эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящей в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип организации обучения детей этой возрастной группы можно обозначить так: что вижу, с чем действую, то и познаю!

В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются смутностью и нечеткостью. Дети 3 -4 лет при восприятии изображения незнакомого объекта выхватывают из него какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь предмет. Например, впервые увидев изображение морской свинки, дети нередко называют ее «киса» по аналогии с другим, знакомым им животным. Такое, по одной детали, осмысления предмета в целом является природной особенностью детского восприятия и носит название «синкретизм».

Опираясь на результаты исследований Н. А. Коротковой особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, я считаю, что игры-занятия познавательного характера с детьми 2-4 лет целесообразно строить на основе организации практических действий с предметами и игрушками и игровых упражнений с образно-символическими материалами: разного рода картинками, настольно-печатными материалами, кубиками с предметными картинками.

Познавательное развитие осуществляется в процессе различных видов детской деятельности: игровой (сюжетные игры и игры с правилами, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, восприятия художественной литературы, музицирования, - организуемых взрослыми вокруг тем, близких по своему содержанию детям. Оно будет носить целостный характер, базирующийся на целостном восприятии детьми окружающего мира.

При таком подходе к организации совместной деятельности взрослого с детьми хорошо использовать единый игровой сюжет (игра в козлят, зайчиков, прогулка в осенний лес) или внесение и обыгрывание привлекательной игрушки-персонажа (куклы, мишки, игрушки театра бибабо). Кто-либо из персонажей приходит в гости к ребятам и предлагает поиграть вместе с ним. Организация занятий в форме упражнений игрового характера позволяет обеспечить целостность образовательного процесса, наилучшим образом соответствует интересам воспитанников.

Вплетение в сюжетное обрамление игр на развитие интеллектуальной и физической компетенции позволяет поддерживать интерес детей к совместной деятельности с педагогом на протяжении всего периода партнерской деятельности.

Основными приемами, которые можно использовать при организации игр-занятий с детьми младшего дошкольного возраста, могут стать:

Сюрпризные моменты, связанные с внезапным появлением или исчезновением игрушек и предметов.

Использование зрительных (картинки, иллюстрации, книги, предметы и игрушки, слуховых (музыка, речь, шумы, записанные на магнитофонную ленту или СД) и тактильных (предметы и игрушки разной фактуры и текстуры) приемов в сочетании с сопровождением действий ребенка комментариями взрослого или небольшими литературными текстами.

Приход в гости к детям игрушек или персонажей театра кукол бибабо с просьбой помочь им в чем-то.

Побуждение малышей к подражательным действиям («Давайте поскачем, как кузнечики, полетаем, как бабочки» и т. д.).

Образно-выразительное предъявление предметного материала («Ой, что это тут на подносе стоит?» - воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие на подносе; удивляется и опускает салфетку: «Вот это чудеса! Ребята, знаете, кто к вам в гости пришел? К вам в гости зверята пришли. Вот они». Снимает салфетку, демонстрирует игрушечных животных).

Использование загадок, потешек, чтение произведений художественной литературы как привлекательного момента, позволяющего побудить к познавательной или продуктивной деятельности. Например, чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» позволяет обсудить с детьми свойства снега.

Про снежный колобок

Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки - сделал глаза, нашел палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана- кап, кап, кап, кап- вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

Смотрит Алеша на всех, спрашивает:

- Где мой колобок?

А колобок где? Как вы думаете?

Прием «психологического поглаживания», когда воспитатель называет ребенка по имени, делает комплимент в его адрес, чем дополнительно мотивирует к общению и взаимодействию.

Вместе с тем доминирующим приемом, позволяющим организовывать содержательную партнерскую деятельность взрослого с детьми, на наш взгляд, является заинтересованное участие воспитателя в предлагаемой деятельности. Воспитатель привлекает детей не только как демонстратор содержания предлагаемой деятельности, но и как заинтересованный участник, который в ходе совместного действия учитывает желания и умения партнеров, эмоционально откликается на успехи и неудачи детей, принимает во внимание их рассуждения. Профессионально подготовленный взрослый помогает снизить напряжение, тревожность в общении, создать доброжелательный микроклимат в детском коллективе.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей Тема: «Вижу, действую, познаю»
Опубликовано: 6 мая 2013 в 19:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей Тема: «Вижу, действую, познаю»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Галушко (УИ 26261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД