Получи документы

Консультация для воспитателей: «Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала»

Елена Каменских
Консультация для воспитателей: «Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала»

О тематическом планировании воспитательно–образовательного процесса в ДОУ заговорили примерно десять лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе в психофизической разгрузке детей в период зимних и летних каникул.

В дошкольных образовательных учреждениях тематическое планирование чаще используется в каникулярное время. Однако, как показал опыт, оно эффективно в дни праздников, в период адаптации детей, как вариант итоговых дней после изучения лексической темы. Чаще всего воспитатели ограничиваются итоговым занятием, которое включает закрепление пройденного материала и диагностику знаний и умений детей. Но для диагностики одного занятия недостаточно. Необходимо использовать все виды детской деятельности, режимные моменты, и с помощью разнообразных методов и приемов активизировать все знания и умения детей.

Публикация «Консультация для воспитателей: „Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала“» размещена в разделах

Разработка сценарного варианта тематических дней и недель в детском саду широко представлена в пособии Е. А. Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду».

В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Сценарий занятия рассчитан на последовательность событий в логике контекста, присутствие игрового персонажа, который помогает воспитателю вести сюжет. Такой сценарий позволяет двум участвующим в миниспектакле воспитателям знать, что делает каждый из них, на что надо опираться, с чего начать утро, как продолжить вторую половину дня, как закончить. Игровая мотивация является ведущей в тематических днях для детей младшего дошкольного возраста, в старших же группах присоединяется больше познавательной, нравственной мотивации. В каникулярные дни проходят развлекательные занятия, которые помогают детям разгрузиться от процесса обучения, улучшить состояние здоровья, удовлетворить потребность в самовыражении, в свободном общении со сверстниками.

Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально – положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни лучше использовать как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это даст возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворять свое притязание на признание. Тематика дней может быть разнообразной. В отдыхе дети нуждаются не только зимой, но и весной, когда резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается годовая усталость. Поэтому можно спланировать неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире животных» и т. п. Можно планировать тематические дни, посвященные праздникам в детском саду, включая в них и утренники, развлечения. Тогда утренник органично войдет в жизнь детей.

Интересно складываются дни, если за основу взять сюжет любой динамичной сказки, которую любят дети, например: «Творим добро вместе с героями сказки

«Путешествие в Изумрудный город», «Учимся говорить дружно вместе с героями сказки «Теремок».

Увлекательны тематические дни природоведческого характера, которое можно наполнить разнообразными занятиями: наблюдениями, поисковой деятельностью, опытами, трудом на природе, играми – путешествиями, пластическими упражнениями с элементами психогимнастики, разгадыванием загадок и кроссвордов, чтением сказок, рассказов, стихов о природе и т. п. Это «Путешествие в мир насекомых», «Среди карликов и великанов» (трава – деревья)», «Птичий базар», «Путешествие в стране зеленой», «В гости к солнышку (ветерку, дождю)», «Полистаем книгу природы по сезонам» и др.

Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по темам дня.

Не стремитесь привлекать к организованной деятельности всех детей группы, лучше это сделать по подгруппам, учитывая интересы и желания детей. В пособии Е. А. Алябьевой распределение тематических занятий по возрастным группам достаточно условно, его не следует соблюдать буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять опыту и интуиции, а также своему знанию детей группы. Если группа сильная, в ней преобладают развитые дети, им вполне подойдет материалы для более старшего возраста; если слабая группа, целесообразно, напротив, использовать конспекты предшествующей возрастной группы. В своей работе Е. А. Алябьева не ставила целью подробно разработать конспекты занятий, игр. Да и это не нужно. Каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, внося приемы индивидуально – дифференцированного подхода. Предложенные варианты – лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности.

Литература к теме:

1. Алябьева Е. А. Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала у воспитанников логопедической группы. – Логопед, 2005 - № 4, с. 47 – 64.

2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ворончихина В. М., Колесникова Л. М. Учимся говорить. Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2 – 3 – го уровня (1 – й год обучения).

4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез, 2006.

5. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.

6. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5 – 7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2006.

7. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.

8. Кузнецова Т. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по программе «Радуга» МКДОУ «Карачельский детский сад» организует учебно – воспитательный процесс на основе программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой. Но,.

Положение о календарном планировании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Документ ДОУ, регулирующий написание календарного плана в детском саду. У Т В Е Р Ж Д А Ю: Заведующая МАДОУ д/с ___.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: «Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала»
Опубликовано: 1 мая 2013 в 21:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД