Елена Каменских
Консультация для воспитателей: «Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала»
▼ Скачать + Заказать документы
О тематическом планировании воспитательно–образовательного процесса в ДОУ заговорили примерно десять лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе в психофизической разгрузке детей в период зимних и летних каникул.
В дошкольных образовательных учреждениях тематическое планирование чаще используется в каникулярное время. Однако, как показал опыт, оно эффективно в дни праздников, в период адаптации детей, как вариант итоговых дней после изучения лексической темы. Чаще всего воспитатели ограничиваются итоговым занятием, которое включает закрепление пройденного материала и диагностику знаний и умений детей. Но для диагностики одного занятия недостаточно. Необходимо использовать все виды детской деятельности, режимные моменты, и с помощью разнообразных методов и приемов активизировать все знания и умения детей.
Публикация «Консультация для воспитателей: „Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Разработка сценарного варианта тематических дней и недель в детском саду широко представлена в пособии Е. А. Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду».
В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Сценарий занятия рассчитан на последовательность событий в логике контекста, присутствие игрового персонажа, который помогает воспитателю вести сюжет. Такой сценарий позволяет двум участвующим в миниспектакле воспитателям знать, что делает каждый из них, на что надо опираться, с чего начать утро, как продолжить вторую половину дня, как закончить. Игровая мотивация является ведущей в тематических днях для детей младшего дошкольного возраста, в старших же группах присоединяется больше познавательной, нравственной мотивации. В каникулярные дни проходят развлекательные занятия, которые помогают детям разгрузиться от процесса обучения, улучшить состояние здоровья, удовлетворить потребность в самовыражении, в свободном общении со сверстниками.
Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально – положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни лучше использовать как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это даст возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворять свое притязание на признание. Тематика дней может быть разнообразной. В отдыхе дети нуждаются не только зимой, но и весной, когда резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается годовая усталость. Поэтому можно спланировать неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире животных» и т. п. Можно планировать тематические дни, посвященные праздникам в детском саду, включая в них и утренники, развлечения. Тогда утренник органично войдет в жизнь детей.
Интересно складываются дни, если за основу взять сюжет любой динамичной сказки, которую любят дети, например: «Творим добро вместе с героями сказки
«Путешествие в Изумрудный город», «Учимся говорить дружно вместе с героями сказки «Теремок».
Увлекательны тематические дни природоведческого характера, которое можно наполнить разнообразными занятиями: наблюдениями, поисковой деятельностью, опытами, трудом на природе, играми – путешествиями, пластическими упражнениями с элементами психогимнастики, разгадыванием загадок и кроссвордов, чтением сказок, рассказов, стихов о природе и т. п. Это «Путешествие в мир насекомых», «Среди карликов и великанов» (трава – деревья)», «Птичий базар», «Путешествие в стране зеленой», «В гости к солнышку (ветерку, дождю)», «Полистаем книгу природы по сезонам» и др.
Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по темам дня.
Не стремитесь привлекать к организованной деятельности всех детей группы, лучше это сделать по подгруппам, учитывая интересы и желания детей. В пособии Е. А. Алябьевой распределение тематических занятий по возрастным группам достаточно условно, его не следует соблюдать буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять опыту и интуиции, а также своему знанию детей группы. Если группа сильная, в ней преобладают развитые дети, им вполне подойдет материалы для более старшего возраста; если слабая группа, целесообразно, напротив, использовать конспекты предшествующей возрастной группы. В своей работе Е. А. Алябьева не ставила целью подробно разработать конспекты занятий, игр. Да и это не нужно. Каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, внося приемы индивидуально – дифференцированного подхода. Предложенные варианты – лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности.
Литература к теме:
1. Алябьева Е. А. Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала у воспитанников логопедической группы. – Логопед, 2005 - № 4, с. 47 – 64.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ворончихина В. М., Колесникова Л. М. Учимся говорить. Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2 – 3 – го уровня (1 – й год обучения).
4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез, 2006.
5. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
6. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5 – 7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2006.
7. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез, 2002.
8. Кузнецова Т. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.