татьяна кудинова
Консультация для воспитателей «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников.
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь. зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, внося усовершенствования. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей, передавался и опыт общения с другими людьми. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, символах, живописи.
С развитием русской народной культуры, появлялись правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. С веками они оттачивались и совершенствовались и дошли до нас. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае. владеть коммуникативными умениями.
Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем коммуникативных умений. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является устное народное творчество, как неисчерпаемый источник искусства, основа народной духовной культуры, эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячелетий. Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития коммуникативных умений детей старшего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером ознакомления с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.
О характере народного воспитания А. С. Макаренко сказал, что оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность, и обряды, и развлечения, произведения устного народного творчества.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.
Потешки
сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами). «Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошка,
Полное лукошко.
Домой принесите,
Всех угостите.»
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п
Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят, все волосики в ряд.
. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.
Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.
Приметы
В работе с детьми используются приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
- Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.
- Кошка скребёт пол - жди метели.
- Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
- Утром нет росы на траве - жди дождя.
- Воробьи купаются в пыли - к дождю.
- Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнётся дождь.
Заклички и приговорки
обычно произносят, когда что-то делают (например скачут на одной ноге); обращаются к кому-то (например к мышке - чтобы дала новый зуб вместо молочного) и т. п. Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, «задабривают» :
«Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи,
Выйди на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай.
Сколько хочешь поливай»
Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:
«Солнышко-вёдрышко Выгляни высвети
Твои детки плачут,
Пить, есть хотят.
Пословицы и поговорки
Народная пословица – это широко распространённое образное выражение, метко определяющее какое- либо явление. Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь». Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит». Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Загадки
Важным жанром в работе с детьми является загадка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений (на дворе горой, а в избе водой, на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Скороговорки
Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят : «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.
Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.
Считалки
Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.
Вышли мыши как- то раз,
посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мыши вон.
Сказки
Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.
Кудинова Т. И., воспитатель филиал №2 МБДОУ д/с № «Чебурашка» в р. п. Ржакса.
Март2013г.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! : Окружающий мир для дошкольников : Методические рекомендации к частям 1 и 2 для воспитателей, учителей и родителей. – М. : Изд. «Баласс», 1997.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005.
5. Журналы «Дошкольное воспитание» : № 9, 2004; № 2, 2004; № 5, 2007.
6. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1999.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – СПб: «Детство-Пресс», 1999.
8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998.
9. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М. : Пед. общество России, 2000.
10. Лукаш В. П. Приобщение детей к народному творчеству. Ж/л «Управление ДОУ», № 5, 2005.
11. Методические советы к программе «Детство». – СПб: «Детство-Пресс», 2001.
12. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
С чего начинается родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2005.