Елена Кузина
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание посредством музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание посредством музыки
Цель: Формировать у детей основы экологической культуры посредством музыкальных образов
Экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире.
Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание посредством музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Если объединить годовые задачи детского сада, то смысл будет созвучен эпиграфу «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в окружающей природной сфере».
Организацию работы по экологическому воспитанию на занятиях музыкой провожу по принципу интеграции: т. е. руководствуясь общей со всеми педагогами темой, решаю задачи собственной программы. Музыкальное воспитание дошкольников предусматривает ознакомление с программными произведениями по данной теме, разучивание и отработка движений, знакомство с разнообразием музыкальных инструментов : традиционных и нетрадиционных
Мир музыки многообразен, но и мир детства имеет свой язык, свое представление увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, индивидуальный. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою реальность – мир сказок, песен, игр рождает ощущение волшебства реального мира. Восприятие красоты у ребенка возникает очень рано, когда он делает только первые шаги по родной Земле.
И уже в это время важно подсказать ему: остановись, прислушайся, как это прекрасно: окружающий мир и чудо! Природа и музыка! Воспитывая эстетическое отношение к природе необходимо помнить о том, что в ребенке нужно развивать интеллектуальное и чувственное начало, т. е. от психофизического восприятия к аналитическому отношению, коррекции своего идеала с идеалом композитора.
Чтобы достичь положительного результата активизирую ассоциативное мышление дошкольников:
- восприятие выразительности звучащего образа
- умение соотносить музыкальный образ с явлением или объектом природы
- показ возможности импровизации творческого начала Неизмеримое значение при ознакомлении с музыкальными образами природы, воспитании эстетического восприятия имеет народный фольклор и русская народная песня. Эти произведения просты и незатейливы как все гениальное, позволяют раскрывать мир, полный красоты, музыки, поэзии,
- воспитывать добрые чувства, развивать творческие способности (инсценирование содержания). Репертуар их разнообразен: песенки, попевки, заклички, потешки, пестушки. Они легко запоминаются, доступны, поэтому используются в работе с детьми с самого младшего возраста.
В работе пользуюсь литературой: Г. Загоруля. А. Мазурик «Путешествие в мир фольклора» В. Петров, Н. Гришина JI. Короткова «Зимние, весенние, летние, осенние игры и забавы для детей» Г. Науменко «Фольклорный праздник»
Лучшие русские народные песни записали и сохранили для будущих поколений композиторы-классики: В Балакирев «Эй, ухнем», «Заиграй моя волынка» Н. Римский - Корсаков Опера «Снегурочка», «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли» П. Чайковский опера «Евгений Онегин», «Вейся, капустка,», «Уж как по мосту-мосточку» Удивительным образом раскрывает красоту окружающей природы авторская музыка композиторов - классиков П. Чайковский Цикл «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки», Алябьев романсы «Соловей», «На заре ты ее не буди».
Через многочисленные произведения современных композиторов о временах года, природных явлениях, о животных стараюсь показать детям не только музыкальный образ, но и объяснить природные закономерности, учу видеть необычное в обычных явлениях окружающего мира Лучше понять и почувствовать музыку помогают музыкально-ритмические занятия, где после прослушивания и анализа детям дается возможность передать свои впечатления в творческом движении. Как отмечает музыковед М. Медушевский «реально-пластическое прочтение музыки. выявляет ее скрытый смысл» В движении дети эмоционально раскрываются, дают возможность понять себя: вот идет хитрая лисичка, а это цветы желают всем доброго утра, а это котята, они радуются, потому что нашли свою маму кошку. В работе использую как программный материал, который широко представлен, начиная с самого младшего дошкольного возраста, так и дополнительные произведения из журналов «Дошкольное воспитание», «Музыкальная палитра», «Веселые нотки»,
Элементарное музицирование, как раздел музыкального воспитания детей, в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой, как никакой другой раздел музыкального воспитания, позволяет удовлетворить потребность детей в эмоциональном самовыражении, так как дает возможность приобретения личного опыта: опыта движения и речи, опыта слушателя и композитора, исполнителя и актера, опыта общения и непосредственного переживания творчества и фантазирования.
Элементарное музицирование расширяет традиционное понимание значения музыки, расширяет его границы до любования звуками окружающей природы, «Музыки» немузыкальных объектов. Хотите узнать, на чем играет ветер? Спросите об этом у коктейльных трубочек, фломастеров, подвешенных на рамку. Хотите услышать песенку японского дождика? Постучите поочередно по мискам разной величины. Знаете, сколько волшебных сказок, про все на свете, знают Шуршунчики? Только нужно сначала смастерить их.
Праздники в детском саду - это особые дни для ребенка. Ведь именно здесь формируются нравственно эстетические начала Различные природные явления и объекты могут поделиться с нами своими идеями: «В гости к солнышку», «Березкины именины», Дискотека кузнечиков», «Природы маленький оркестр» и многое другое
Конечно, экологический праздник требует тщательной подготовки и времени на подготовку, и к тому же мы ограничены рамками годового плана, но я считаю, что их необходимо проводить, так как на празднике ярче виден итог кропотливой повседневной работы всех педагогов на заданную тему.