Наталья Васильевна Селиверстова
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с анималистическим жанром»
▼ Скачать + Заказать документы
Название анималистического жанра происходит от латинского слова "anime - "животное". К этому жанру относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства,изображающие животных.
Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер, так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство дошкольников с анималистическим жанром“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Занятия могут включать знакомство с творчеством художников-анималистов или народных мастеров; элементы экологического воспитания и продуктивной художественной деятельности.
При ознакомлении с творчеством художников-анималистов воспитатель должен учитывать доступность образа животного для понимания детей, его пластику, подвижность и естественность. На занятиях чаще всего используются произведения В. Ватагина, Д. Горлова, А. Комарова, Е. Чарушина.
При знакомстве с образами декоративно-прикладного искусства (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки) дети не только узнают в стилизованных игрушках обобщенные образы знакомых животных, но и в практической деятельности учатся использовать приёмы работы народных мастеров.
Формирование эстетического отношения к животному миру происходит и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами. Полученные знания и впечатления находят отражение в продуктивной художественной деятельности.
Темы, предлагаемые дошкольниками, обусловлены программой, возрастными особенностями детей, их изобразительными навыками. Ранний возраст - подготовительный этап. Дети могут рисовать мазки, полосы, округлые формы, украшая силуэты животных (чешуя рыб, узор на крыльях бабочки, лапки сороконожки и т. п.).
Во второй младшей группе, закрепляя умение рисовать и лепить округлую форму, дети могут превратить заготовку "неваляшки" в любого зверька, добавив к изображению уши, хвост и лапы (паучки, птички, котята, мышки, слоники и т. д.). на этом этапе важно научить детей "видеть" строение животного, выделять части,отмечать характерные детали.
В средней группе, научившись рисовать и лепить овальную форму, дети не только расширяют круг изображаемых животных, но и "показывают" в рисунке и лепке простые движения персонажей.
Старшие дошкольники могут самостоятельно описывать животное, анализировать форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движения и повадки. Для этого можно провести игровое занятие, на котором дети увидят, чем похожи и чем отличаются разные виды живых существ и как можно быстро изобразить любое животное, используя знакомые приемы рисования. Дети рисуют на листе несколько овалов, добавляют к основной форме характерные детали,'превращающие овал в то или иное животное.
Занятия изобразительного цикла на которых дети изображают животных, предполагают определенный алгоритм действий - создание основной формы, дополнение её деталями. Удобны в использовании карточки со схемами последовательности выполнения работы. На первом этапе воспитатель, показывая приём рисования или лепки, объясняет его и предлагает детям готовую схему. Ребёнок, забыв последовательность выполнения задания, не будет переспрашивать, ему достаточно взглянуть на доску. Такие схему-модели можно использовать, начиная со средней группы, на занятиях по лепке, рисованию иаппликации. Усвоив значение схематичных изображений, дети смогут выполнять задание по словесному объяснению, без показа приёмов работы.
Старшим дошкольникам доступно не только изображение знакомых животных (рисование по представлению, но и рисование с натуры игрушек, создание фантастических образов, зооморфных узоров в декоративном рисовании. В рисунках детей появляются сюжетные композиции, сложные движенияперсонажей, изображения взрослых животных с детёнышами. Использование различных изобразительных материалов и техник поможет воспитателю не только расширить художественные представления детей, но инаучит их передавать в рисунке фактуру, объемность, пластику животного, создавать выразительный образ. Одну и ту же, на первый взгляд, тему можно решить разными художественными средствами с усложнением программного содержания и технических приёмов.
Задача педагога не только научить детей рисовать и лепить различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ, населяющих нашу Землю.