Светлана Исрафилова
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный подход к развитию речи детей.
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами. Владение родным языком и невербальными средствами общения даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно общаться с другими людьми.
Публикация «Консультация для воспитателей „Индивидуальный подход к развитию речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Чтобы достичь этой цели необходимо правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей. Это возможно только тогда, когда педагог знает возрастные особенности развития речи и умеет соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребёнка. Возрастные особенности раскрываются в методическом пособии, а индивидуальные особенности при обследовании состояния речи детей в начале учебного года. По результатам обследования педагог определяет сильные и слабые стороны речи каждого ребёнка и намечает пути работы в детском саду и в семье. Результаты обследования сообщаются родителям строго в индивидуальном порядке.
Наибольшую трудность вызывает организация индивидуальной работы с детьми.
В нашей группе мы поступили следующим образом. Дети поделены на три подгруппы. В первую подгруппу вошли дошкольники с наибольшим количеством речевых недостатков. Дети, которые требуют самого пристального внимания индивидуальной систематической работы.
Во вторую подгруппу вошли дети, требующие периодической работы.
В третью подгруппу вошли дети у которых практически отсутствуют речевые недостатки или не вызывают серьёзных опасений.
При подобном распределении дошкольников педагог занимается со всеми подгруппами, однако, интенсивность работы с каждой из них разная. Так с детьми первой подгруппы педагог работает каждый день (утром или вечером, с детьми второй подгруппы два – три раза в неделю (утром или вечером) с детьми третьей подгруппы один – два раза в неделю (утром или вечером).
В течении года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от их успехов.
Также для решения проблемы индивидуальной работы с детьми можно разработать примерную схему распределения различных форм работы по речевому развитию.
Так, детям которые всегда первыми приходят в детский сад предлагаются индивидуальные задания и упражнения. Приходящим позже детям предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям. Вечером можно организовывать работу как бы в обратном порядке.
Обучение и развитие ребёнка можно организовать в виде самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности – игры. Игры бывают разнообразные подвижные игры, дидактические игры, игры со словом, которые важны для малышей. Например, такие как «Слоговой аукцион», «Наоборот», «Рифма», «Отгадайте слово», «Придумайте предложение».
Игра представляет одно из основных средств развития речи. Воспитатель может незаметно вмешиваться в ход игры и тем самым направлять и совершенствовать его речь, влияя на содержание игры развивать словарь детей, исправлять ошибки, допускаемые в разговоре, и дети воспринимают это вмешательство как вполне естественное явление и в процессе игры незаметно усваивают правильные выражения.
В занимательный материал включаем чистоговорки, скороговорки они помогают детям развивать фонематический слух и понять как важно правильно произносить слова, ошибешься получится другое слово, будет непонятно о чём говорится. Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны и легко запоминаются. Это как «живая вода» для малышей, ибо народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказку. Оно приносит радость, учит ценить в жизни честность и справедливость.
Используемая литература:
1. Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей» Ярославль «Гринго» 1995
2. О. Ушакова «развитие речи детей дошкольного возраста»
3. О. А. Шорохова «Играем в сказку» Москва 2006г.
4. Л. Ю. Субботина «Игры для развития и обучения» Ярославль «Академия развития» 2001г.