Папки-передвижки

Консультация «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»

Нина Орлова
Консультация «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»

Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанноправильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания,специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задачавзрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений оприроде.

Публикация «Консультация „Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте“» размещена в разделах

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда впоследующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.

И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную ичувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут жеслышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые тамплавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного,веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоенииэлементарных природоведческих знаний, в развитии желания и умения познавать мир природы, приобщить его кэлементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитываетсязаботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своимсверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищатьсякрасотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектамприроды. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовнойбедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важнонаучить ребенка и нравственному отношению к ней. В результате эстетические и этические оценки соединяются, образуянравственно-эстетические нормы, по мере действенного усвоения которых можно судить о степени сформированостигуманных чувств и любви к живым существам.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизнирастений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир ихокружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическуюнапряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

С чего же начать этот процесс? Начать надо с себя. Задуматься, как сами взрослые относятся к природе — хозяева природыили ее часть? Способны удивляться и радоваться природе или равнодушны? Очень важно постоянно показывать детяминтерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утраченаспособность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Подвлиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учитсяопределенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократноповторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании поисковымидействиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью,

Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. На первый взгляд растения неподвижны, статичны и безжизненны. Такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Комнатные растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине, количеству и др. В каждом своя красота и неповторимость.

При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними. Частое наблюдение за растениями позволяет ребенку сделать для себя открытие, что общий вид растения (цвет, размер его листьев, цветков) — показатели «здоровья», состояния растения. Растение — живое существо. Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Взрослый привлекает ребенка к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это уже первая действенная помощь «зеленым друзьям». Малыши познают окружающий мир непосредственно, практически.

Наблюдение - сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Главное в наблюдении — создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление.

Итак, знакомство маленького ребенка с зеленым царством дома формирует первые эмоционально-этические представления о жизни «зеленых друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное, гуманное отношение к растениям.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка — полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому взрослые помогают детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

Большинство даже старших детей не замечают и не понимают эмоционального состояния животного, у них нет правильных представлений о его физическом благополучии. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. При этом следует особо обращать внимание ребенка на эмоциональное состояние животного, его поведенческие реакции, на то, как оно себя ведет, что его беспокоит. При таком общении с животными у детей возникает сочувствие, сострадание, сопереживание им.

Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями, формируется умение видеть и понимать состояние другого существа. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за все живое.

У двухлетнего ребенка есть целый мир — «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Из окна можно наблюдать за животными, их движениями, например за вороной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком взрослый рассматривает, что они делают. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для егоинтеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе — вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

Публикации по теме:

Конспект по формированию элементарных экологических представлений в средней группе «В гости к сове» .

Формирование элементарных математических представлений в раннем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может.

Формирование элементарных математических представлений в раннем возрасте. В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены.

Консультация «Игра в раннем возрасте» Игра в раннем возрасте Детство – это время непрерывного постижения мира, это пора усвоения великого множества понятий, чувств, отношений,.

Консультация для родителей «Агрессия в раннем возрасте» Консультация для родителей детей раннего возраста. Тема: «Агрессия в раннем возрасте». 1. Агрессия - это намеренное причинение ущерба.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» В данной рекомендации для родителей подобраны рекомендации,как можно в непосредственной обстановке приобщить ребенка ко многим математическим.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе» Консультация для родителей «Формирование элементарных математических познаний в подготовительной группе» (подготовила Шаяхметова Л. М.) .

Консультация для родителей «Игра в раннем возрасте» Консультация для родителей «Игра в раннем возрасте» «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Консультация «Игра в раннем возрасте» «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте» Свой рассказ я хочу начать издалека. Человек, находясь в утробе матери, в возрасте шести месяцев имеет мозг, который по весу составляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 18:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Орлова (УИ 1101407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД