Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей

Ирина Фадеева
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей

Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет.

Звучит фон

Что может быть милей бесценного родного края?

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина - Россия - на карте занимает много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего только нет в нашем краю!

Сегодня наша с вами задача быть заботливыми хозяевами земли.

Заботиться о природе, она ведь хрупкая, легкоранимая, и в то же время –

красивая, загадочная, щедрая!

Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

И небо здесь синее, и солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река…

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит…

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики, говорил:

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для нас педагогов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка –

это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение (милосердие, доброта души, сострадание,

уважение, дружба, терпение) к представителям других национальностей,

к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Хотелось бы придерживаться…

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

- Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

Знакомить с людьми, прославившими Россию;

- Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к наследию своей страны;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Прилагаются 3 конспекта по этой теме.

Наряду с официальными символами России, возникла идея о неофициальных символах России:

Матрёшка -

Берёзка - всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Мишка, Каравай, лапти,

балалайка, гармонь, ложки деревянные, цветок ромашка,

Кремль – символ высшего руководства России,

кремлёвские куранты - символ не только Красной площади, но и точности, надежности России,

Тройка - О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели — в скульптуре.

Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка — символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.

Цели и задачи:

Развивать игровую, коммуникативную, речевую активность.

Средствами художественной литературы и использованием ИКТ

Развивать творческие способности, воображение,

Развивать речь, внимание, память.

Звучит музыкальный фон

Что такое Россия? Это чудная осень,

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю.

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

Что такое Россия? Это жаркое лето,

Когда много цветов на зелёном лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает и косят траву.

Дети под музыку «Величальная» дети входят в зал.

Реб: Россия…как из песни слово, берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.

Реб: Люблю тебя, моя Россия! За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.

Реб: Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют, одним широким словом Русь!

Реб: Здесь родились и ты, и я, здесь, значит, Родина твоя.

Луга мы любим, горы, лес, у каждого друзья здесь есть.

Реб: Хорошо шагать с друзьями, дети всех народов с нами.

Мы горды своей страной, слава Родине родной.

Реб: Все для нас: и солнце светит, и цветы цветут в садах,

Ведь заботится о детях наша Родина всегда.

Песня «Здравствуй, Родина моя»

Вед: Да, ребята, Русская земля богата своими традициями и символами.

И сегодня на нашем Островке дружбы в детском саду

«Град Чудес» мы собрали гостей, чтобы сплести «Венок дружбы».

Музыка. Внимание на венок.

Реб: Россия, мы тебе плетём венок,

Цветами всю украсим стёжку круглую,

Россия, ты родной мой уголок,

Тебя люблю я и тебе я верую.

Реб: Плетём венок из символов твоих,

Традиций, что веками сложены,

Для нас священных, скажем проще, дорогих,

Истоки жизни древней и её глубины.

Реб: Цветы как небо - синее такое,

Как крылья бабочки, как бархат лепестки,

Венок - простое чудо неземное,

Цветы прекрасны, их значенья велики!

Вед: И так, 1 символ России:

Матрёшка - неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается в бока деревянная рука.

А внутри секреты есть может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская

Дети: Матрешка!

Появляются матрёшки

Реб: Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти

Истинную русскую красу.

Реб: На щеках навел зари румянец

Неба синь блеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он должно быть весело сказал:

Реб: Ну, и пой, гуляй по свету,

Весели честной народ

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Реб: Выступает гордо, величаво

С удалой улыбкой на лице

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере – творце.

Песня «Русская матрёшка»

Матрёшка: Веночек Дружбы украшаем, и цветочек свой вплетаем!

Вед: Самый первый цветочек вплетают матрёшечки.

Каким же будет следующий цветок,

Который мы вплетём в венок?

Три струны, а звук какой! С переливами, живой,

Узнаём его в момент - самый русский инструмент!

Дети: Балалайка!

Появляется Василиса с молодцем.

Василиса: Я премудрая девица, на все руки мастерица,

Все я знаю, там и тут Василисою зовут!

Много ль знаете вы дети?

На загадки вы ответьте?

Кто из вас их отгадает, как и я премудрым станет!

1загадка: Музыкальным инструментом

Кашу есть и щи хлебать,

Можно запросто, а после

Для друзей своих сыграть. (ложки)

2 загадка: У нее вся душа нараспашку

Хоть и пуговицы есть – не рубашка,

не индюшка, а надувается, и не птица, а заливается. (гармонь)

3 загадка: Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!

А всего-то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка, это наша. (Балалайка)

Василиса: В одной деревушке жил веселый народ, они пели, плясали,

да на инструменте играли, как назвать его не знали, все болтали,

да болтали, да балалайкою назвали. Жили люди весело, пели,

плясали, присели отдохнуть и услышали они, что кто то играет

на балалайке …

Молодец играет на балалайке.

Молодец: Вот инструмент, так инструмент!

Треугольная доска, а на ней три волоска:

Волосочек тоненький, голосочек звонкий,

Мне понравилась она! Балалаечка моя!

Вам балалайку не отдам, скучно мне, грустно мне,

хоть балалайка веселит!

Василиса: Чтобы тебе не скучать, ты на балалайке играй,

а мы с балалайкой станцуем!

Молодец: Я на балалаечку ленточку навешаю,

Русскую, раздольную песню запою,

Пусть она плывет, плывет, над рекой и лесом,

Пусть скорей услышит песенку мою.

Песня: «Чудо – балалайка»

Танец с балалайками

(мальчики и медведь на балалайке)

Василиса и Молодец берут цветочек.

Мишка берёт цветочек.

Василиса,

Молодец и Веночек Дружбы украшаем, и цветочек свой вплетаем!

Мишка:

Вед: Медведь выбран символом-животным нашей страны. Сделано это не

случайно, ведь косолапый на российских просторах всегда считался

царем леса. Наш бурый мишка с виду кажется неповоротливым

увальнем, способным лишь реветь да ульи разорять. На самом деле

Медведь – символ добродушия и ярости, богатырской силы.

Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские

города (Ярославль, Новгород и др., а сам медведь является

неофициальным символом России и русского народа.

Вед: Давайте узнаем, кто прислал нам следующий цветок?

Русская берёза – символ русской природы, любимое дерево русских

Людей. Стройную, кудрявую, белоствольную её всегда сравнивали на

Руси с нежной и красивой девушкой – невестой. Ей посвящали свои

Лучшие произведения наши поэты и художники. Она всегда

сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было

укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на

бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж

сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не

пересчитать! Поэтому россияне считают это дерево символом своей

родины.

Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.

Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,

Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.

К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

Наша русская берёзка с ярмаркой к нам идёт!

Появляются девочки – берёзки с коробами

Девица: Подходи честной народ, коробейник продаёт,

Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки!

Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.

Свежие, пахучие, нежные и жгучие!

Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!

Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.

Девица: Берёзовые почки берите на примочки!

Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!

Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.

Девица: А я ещё лучше покажу… (Раскладывают платочки в коробе.)

Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!

Налетай, разбирай!

Девицы-коробейники снимают короба и берут платочки.

Девица: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей

Белокрылая берёзка – символ Родины моей.

Девица: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод берёзок с платочками (девочки)

Девицы: Веночек Дружбы украшаем, и цветочек свой вплетаем!

Вед: Я люблю этот мир за его красоту,

За пылинку на треснувшей дверце.

И за то, что он сделал возможной мечту,

Что у каждого где-то на сердце.

За ветра и затишья, за стужу и зной,

За всё то, что на вид неприметно.

Ничего не могу я поделать с собой,

Я люблю. Разве это запретно?

За росу, что лежит по утрам на траве,

За песок у меня под ногами,

За цветы, пенье птиц, шелест ветра в листве,

За поля, что шумят колосками.

Появляются колоски

Автор: В поле чудном, ароматном

Золотистый колос рос.

Был он важный, был он знатный,

Всех друзей он превознес.

Гордо в поле красовался.

Он доволен сам собой.

И над всеми возвышался

Золотистой головой.

Рядом с ним друзья сгибались

Низко-низко до земли.

Колос рос, к земле склоняясь,

Головой лежал в пыли.

И с презреньем, дерзновенно

Колос тот ему сказал

Пустой колос: Для чего ты так смиренно,

Друг мой, донизу упал?

Встань, расправь свои колючки.

Вспрянь усталой головой.

Будь же, колос, ты могучий,

Знатный, пышный, не простой.

Автор: Но едва он то промолвил,

Человек туда пришел.

И сказал: Как мало полных!

А уж жатвы час настал….

Колос этот тонкий, пышный,

Хоть высок он головой,

Но зато в нем мало толку,

Потому что он пустой.

Кое – как, с трудом поднялся,

Колосок тот от Земли,

И промолвил важно, гордо:

Полный колос: «На меня ты посмотри…

Мать - Земля меня взрастила

И богатством одарила,

Не могу я так стоять,

К верху голову держать.

Не слышишь мой ты голосок,

Полон зёрен колосок!

Танец с колосками

(в заключении танца выносят Хлеб – соль)

Колоски: Веночек Дружбы украшаем, и цветочек свой вплетаем!

Реб с караваем: Из чего печётся хлеб, что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки, что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века щедро кормят человека.

Плюшки с маком, кекс сметанный,

Чёрный с тмином, пироги с малиной.

Для Танюшек и Наташ.

Добрый хлеб – кормилец наш!

Вед: Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с

Хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое

Полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома или женщина,

руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал

дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка

и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега».

Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него свои

пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом

хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему

процветания и достатка.

Песня «Хлеб да соль»

Самовар берёт последний цветочек

Вед: Возможно, среди предметов кухонной утвари нет более колоритного, более родного, чем самовар. Это «горячее сердце» исконно русского чаепития. Кажется, что самовар вобрал в себя всю красоту родной страны и всю щедрость русской души. Трудно представить себе традиционное русское чаепитие без самовара! Пузатый, блестящий, дымящийся — он стал центром русского застолья, символом гостеприимства.

Самовар: Я цветочек свой вплетаю, венок дружбы украшаю!

Реб: Россия, мы тебе сплели венок,

Украсили цветами стёжку круглую,

Россия, ты родной мой уголок,

Тебя люблю я и тебе я верую.

Реб: Счастливые дети великой страны,

Нам жить интересно на свете:

Дворцы, стадионы Отчизной даны,

Все лучшее отдано детям.

Реб: Нам надо, поэтому мир защищать —

Включиться в борьбу, хоть мы дети:

С песней, рисунком, стихом выступать

За счастье, за мир на планете.

Песня «Ты звени моя Россия»

Вы познакомились с символами России. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой мы все живем.

«Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». О. Н Баранникова

Публикации по теме:

Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей «Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях семьи» Патриотическое воспитание дошкольников в условиях семьи. Патриотическое воспитание - основа нравственного воспитания подрастающего поколения,.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Консультация для воспитателей НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В проекте «Национальной доктрины образования в Российской.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – это любовь и преданность к своей Родине, стране, народу, стремление служить интересам своего Отечества и готовность, вплоть.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – это любовь и преданность к своей Родине, стране, народу, стремление служить интересам своего Отечества и готовность, вплоть.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, поселке; усвоение.

Лэпбук для музыкальных руководителей с элементами УМК «Говорим по-татарски» Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. «Лэпбук» (Lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга».

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 20:14
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...