Екатерина Новикова
Консультация-игротека для детей и родителей «Ласковое воспитание» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-игротека для детей и родителей
«Ласковое воспитание»
Цель: формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать осознание единства ценностей семьи.
Публикация «Консультация-игротека для детей и родителей „Ласковое воспитание“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
2. Знакомить родителей со способами «ласкового» взаимодействия с детьми (контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание).
3. Расширять опыт позитивного взаимодействия родителей и детей.
4. Способствовать осознанию ребенком чувства любви и принадлежности к своей семье.
Оборудование:
- вывеска «Семейный парк развлечений»;
- вывески аттракционов: «Спина к спине», «Комната кривых зеркал», «картинная галерея»;
- магнитофон, СD-диски с разной музыкой;
- повязки на глаза;
- мыльные пузыри;
- шаблоны руки по количеству участников;
- цветные карандаши, фломастеры;
- альбомные листы по количеству семей;
- цветочная поляна;
- цветы разной величины;
- бабочки разной величины.
Ход:
Вступительная часть. В группе находятся родители.
Добрый день, уважаемые родители! Существует такое высказывание: «Дети – цветы жизни!». Как вы понимаете значение этого высказывания? (ответы родителей). Каждому растению требуется уход и внимание. Конечно, цветок может расти и сам. Но если мы поливаем цветок, боремся с вредителями и сорняками, то он вырастает сильным, красивым, здоровым и долго радует наш глаз. Также и наши дети, им нужны забота и внимание родителей. Существует метод «ласковое воспитание» – самый простой и естественный, не требующий специальных знаний и умений. Как вы считаете, в чем заключается его сущность? (ответы родителей).
Ласковое воспитание – это воспитание любовью. Что может быть проще, чем любить своего ребенка, свою частичку? Но в наше время многим родителям так сложно любить своих детей! Почему, как вы думаете? (ответы родителей). Возможно, их самих не долюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.
Даже взрослым, по мнению известных психологов (например, Эрика Берна, для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо определенное количество объятий, поцелуев, в день (у каждого - своя "мера"). Доказано, что если человек недополучает положенной "дозы" ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!
В настоящее время ученые доказали необходимость "ласкового" воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы "эмоциональный резервуар" ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.
Как вы считаете, из чего же все-таки состоит "ласковое" воспитание? (ответы родитетей).
1. Контакт глаз. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.
2. Физический контакт. Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.
3. Пристальное внимание. Оно позволяет почувствовать ребенку, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т. д.).
Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, "сломать".
Давайте с вами вспомним, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? (Ответы нескольких родителей). Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих, то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства.
Сегодня мы выполним «ласковые» упражнения с вашими детьми.
Практическая часть. Входят дети.
Сегодня я хочу пригласить вас в семейный парк развлечений, где нас ждут удивительные игры и приключения.
Беседа «Что такое семья?»
Но сначала давайте попробуем выяснить, что такое семья? (Ответы детей и родителей.) Да, семья - это близкие друг другу люди, они живут вместе и помогают друг другу.
Упражнение «Подарок»
В этот парк входят не по билету – при входе нужно сделать подарок. Кто из вас любит получать подарки? А кто дарить? (Ответы детей и родителей.) Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Но я думаю, что выдуманные подарки почти также интересны, как и настоящие. Ребята посмотрите на своих мам, мамы посмотрите на детей внимательно, попробуйте угадать, какой подарок вам хотят подарить. А теперь по очереди «подарите друг другу свои подарки», не забывая при этом смотреть в глаза друг другу. А тот, кто получит подарок, конечно, не забудет поблагодарить. Замечательные подарки у вас получились. Идем дальше.
Игра «Мыльные пузыри»
Итак, мы вошли в Парк. Смотрите, навстречу нам выходит клоун, который выдувает мыльные пузыри. (Один из родителей выдувает мыльные пузыри, а дети произвольно двигаются по комнате, кружатся, изображая полёт этих пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.)
Мыльные пузыри
Осторожно-пузыри-пузыри…
- Осторожно, какие!
- Ой, смотрите!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят! (Э. Фарджен)
После команды «Лопнули!» дети бегут к своим родителям.
Упражнение «Спиной друг к другу»
Перед нами аттракцион «Спина к спине». Этот аттракцион для самых смелых и внимательных. Вам необходимо разбиться на пары «мама-ребенок» и встать спиной друг к другу. Я разрешаю вам на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем один из пары будет описывать внешность своего партнёра – какие у него волосы, глаза, нос, одежда (В конце упражнения отмечаются лучшие пары, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды своего партнёра по игре.)
Отправляемся дальше. Перед нами «Комната кривых зеркал». Но чтобы в нее попасть, нужно выполнить задание: родители должны узнать своих детей, а дети – родителей. Я раздам вам билетики (шаблон руки, у кого с обратной стороны улыбка, тот будет первым отгадывать.
Упражнение «Чьи ладошки приходили к тебе в гости».
Улыбка оказалась у Ирины Александровны. Я завяжу вам глаза. Ребята, вы будете подходить по очереди, а Ирина Александровна будет трогать ваши ладошки. Нельзя смеяться, разговаривать, подсказывать. Ирина Александровна должна среди всех ладошек отгадать ладошки своей Насти. Сначала наше испытание пройдут родители, а потом дети. (Всем угадавшим рисуется улыбка на шаблоне руки.)
Молодцы! Вы справились, теперь мы можем повеселиться и отправиться в комнату кривых зеркал.
Упражнение «Зеркало»
Сейчас вы сможете потренировать и свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Для этого нужно образовать два круга: внутренний – родители, внешний – дети. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалами. Вам нужно точно повторять движения, которые показывают ваши дети, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.
Мы хорошо повеселились, отдохнули. Посмотрите, что написано на вывеске? (дети читают). Да, перед нами картинная галерея, в которой размещена выставка семейных портретов. Мы дополним эту выставку своими рисунками.
Коллективный рисунок «Дорисуй».
Сядьте за стол. Рисовать вы будете по очереди. Начинают мамы, по сигналу мам сменяют дети и т. д. пока рисунок не будет готов. (Включается разная музыка – быстрая и медленная, через 30 сек. музыка меняется. После того, как рисунки дорисованы, педагог уточняет «Понравилось ли рисовать совместно? Какое название можно придумать? Легко ли было рисовать?»).
Вот и подходит к концу наша прогулка по семейному парку. Посмотрите, к нам прилетела бабочка, она приглашает нас на цветочную поляну, отдохнуть после долгой прогулки.
Релаксация «Полет бабочки».
Закройте глаза, сядьте поудобнее и слушайте мой голос. (Педагог включает спокойную музыку.) Дышите легко и глубоко,. спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз.
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза.
Наша встреча подходит к концу. В завершении нам бы хотелось получить рефлексивную оценку нашего сегодняшнего мероприятия. Перед вами поляна семейного счастья, к созданию которого мы все стремимся. Выберите интуитивно цветок на подносе в ответ на интересующие нас вопросы и посадите его на эту поляну.
Актуальна ли была для вас информация сегодняшней встречи? Насколько полезна ли для вас была информация и практические упражнения, направленные на овладение способами «ласкового» взаимодействия с детьми? Возникло ли у вас стремление к дальнейшему взаимодействию и сотрудничеству по обсуждаемой в рамках мероприятия теме?
Дорогие родители, позаботьтесь о создании благоприятной эмоциональной семейной атмосферы. Она важна и для вас, и для малыша. Трудно большим и маленькому, если в семье вечные неурядицы, споры из-за пустяков, если никто никогда ни в чем не хочет уступить. Семейная жизнь состоит в значительной мере из будней. Но любовь и уважение друг к другу, радость повседневного общения и сознание того, что, растя ребенка, ты действительно реализуешь все лучшее, и это действительно наполняет жизнь особым вдохновением. Удачи, любви и благополучия вам в семейной жизни.