Консультация «Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Наталья Доленко
Консультация «Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Основным средством обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) в детском саду компенсирующего вида является дидактическая игра. Она создается в обучающихся целях, служит воспитанию и развитию детей, позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, способствует возникновению положительных эмоций у детей, позволяет активизировать их деятельность. Любая дидактическая игра, включенное в занятие, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний ребенка, но и выполнять коррекционные задачи, те есть способствовать развитию зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Решению этих коррекционных задач способствуют игры, в которых результат достигается методом моделирования, когда ребенок не просто манипулирует дидактическим материалом, но сам что то создает из него. При этом активизируются сенсорные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) Совершенствуются предметные действия с опорой на существенные признаки предметов.

Проблему ФЭМП нельзя ассоциировать только с проблемой изучения элементов арифметики, что является основным содержанием математического образования в начальной школе. Самое главное - это развитие способностей к математике, т. е. развитие математического мышления. Работа должна быть направлена на развитие мыслительных процессов в сочетании с развитием мелкой моторики, то есть должны преобладать задания логико-конструктивного характера. В этой связи для построения коррекционно-развивающего процесса при обучении математики наиболее действенным является преимущественное использование моделирующей деятельности ребенка с изучением понятий и отношений.

Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это-норма развития, им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы и ли объекты в их непосредственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции. Что касается умственно-отсталых детей, то у них даже в 7-8летнем возрасте очень значимым остается особенности сенсомоторного интеллекта (в норме соответствующего возраста 2-3 года) и наглядно-действующего мышления (в норме соответствует возрасту3-5 лет). В этом случаи формирующийся образ предмета складывается на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. Это значит, что для этих детей наиболее важной является деятельность моделирования с использованием вещественных моделей, которыми ребенок может действовать собственными руками, а не просто наблюдать за действиями педагога.

Поэтому в своей работе мы используем вещественные модели различных математических понятий.К ним относятся:

1) Модели числа- пластины для навинчивания 1-щй, 2-х и т. д. крышек. Дети упражняются в навинчивании и отвинчивании крышек, пересчитывают их, а в дальнейшем учатся оперировать моделями, как числами. На моделях отрабатываются состав числа, производятся счетные операции.

2) Модель десятка: модель с углублениями в 2 раза для вкладывания шариков. На моделях отрабатывается отрабатывается образование чисел в пределах 10, операции пересчитывания и отсчитывания, состав числа.

3)Конструктор "Волшебные палочки" набор соединяющих палочку 3-х размеров и 4-х цветов, а также полуовалов. Их можно раскладывать по цвету и размеру, чередовать, складывать из них геометрические фигуры, цифры.

4)Игры Воскобовича: "Прозрачные цифры" (набор для конструирования цифр и фигур, "Волшебная восьмерка " (конструирование цифр).

Кроме того, сточки зрения модельного подхода, математическое содержание должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Геометрическое содержание более способствует "детскому" способу вхождения в математику. В свое время Пиаже отмечал, что ребенок раньше воспринимает и научиться выделить пространственные характеристики объектов, чем их количественные характеристики. Геометрический материал легко дать ребенку в руки для исследования и экспериментирования (вещественного моделирования на 1-м этапе). На 2-м этапе вводится графическое моделирование с помощью линейки-трафарета. Игры с геометрическим материалом проводится и в реальном трехмерном пространстве групповой комнаты и на плоскости (горизонтальной и вертикальной) в условиях кодированного пространства

В работе нами используются логические блоки Дьюнеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Из них составляются множества по различным признакам, осуществляется их сравнение и т. д. Используется пособие Никитина "Сложи квадрат" (складываются квадраты из 3-4 частей, разнообразные строительные наборы, геометрические мозайки, "Тагерам",и многое другое. Все эти пособия многофункциональны и многовариативны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Сочетание дидактических игр с двигательными и логоритмическими упражнениями, направленными на перемещение в пространстве и его практическое преобразованиями, на овладение двигательными способами восприятия, широкое использование физкультминуток математического содержания, звучащих и музыкальных игрушек для счета звуков и ориентировки в пространстве вызывает живой интерес у дошкольников и поддерживает эмоциональный фон деятельности на занятиях.

Публикации по теме:

«Волшебное дерево». Многофункциональное пособие для развития речи, мелкой моторики, тактильной чувствительности«Волшебное дерево». Многофункциональное пособие для развития речи, мелкой моторики, тактильной чувствительности Данное пособие способствует развитию речи, формированию элементарных математических представлений, развитию мелкой моторики рук, тактильной.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями РЭМП у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 16:18
+77Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...