МААМ-картинки

Консультация к педсовету «Формирование нравственных чувств и этического сознания у детей дошкольного возраста»

Ангелина Полеева
Консультация к педсовету «Формирование нравственных чувств и этического сознания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственность – личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, её внутренних мотивов и побуждений творить добро.

Нравственные чувства – переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемыми нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся : сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.

Публикация «Консультация к педсовету „Формирование нравственных чувств и этического сознания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Нравственное (этическое) сознание - отражение в сознании человека принципов нравственности, т. е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме нравственных понятий и убеждений. Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой и поступка, и его мотива.

Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

жизненная ситуация ® переживание ® осмысление ситуации и мотивов ® выбор и принятие решения ® стимул ® поступок.

В сфере нравственного развития в дошкольном возрасте 3 составляющие :

1. нравственное сознание (оценка, суждение);

2. нравственное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля);

3. нравственное переживание (стыд, сопереживание).

В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого.

Таким образом, для формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта

Этическая беседа - это беседа на моральные темы. Функция её - моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных нравственных представлений и понятий,на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умений правильно оценивать свое отношение к поступкам сверстников и своим собственным. Источником бесед является взаимоотношение детей, поступки героев художественных произведений, мультфильмов, спектаклей. Этические беседы могут быть коллективные и индивидуальные. Назначение индивидуальной беседы: опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, на поведение ребенка.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:

• направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);

• направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);

• направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);

• направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);

• направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:

принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей :

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Условия необходимые для успешного осуществления формирования у детей представлений о дружеских взаимоотношениях:

• Создание в детском учреждении правильного стиля взаимоотношения между взрослыми;

• Правильный стиль общения между педагогами и родителями;

• Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми.

• Создание психологического комфорта в группе.

Публикации по теме:

«Добрые дела» задачи: формирование мотивации на совершение добрых поступков. формировать умение оценивать поступки людей (плохие и хорошие дела) ход игры:.

Консультации для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей Консультации для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей. Мы, педагоги, воспитатели пример и образец поведения для своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация к педсовету «Формирование нравственных чувств и этического сознания у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 12:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация к педсовету «Формирование нравственных чувств и этического сознания у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ангелина Полеева (УИ 277194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД