Татьяна Папыгина
Проект в старшей группе «Пчелы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» г. Южи
Проект мини-музея
«Пчелы наши друзья»
Подготовила: Папыгина Татьяна Михайловна
Тип проекта – творческий - информационный
Возрастная группа - старшая группа
Дата: 01.10.2020 – 31.05.2021гг.
Публикация «Проект в старшей группе „Пчелы — наши друзья“» размещена в разделах
Экспонаты музея находятся в свободном доступе у детей. Экспонаты используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театрализованной деятельности, а так же могут быть использованы в процессе НОД.
Этапы проекта.
Организационный момент.
Мной была проведена с детьми беседа о названии нашей группы, в ходе беседы выяснилось, что знания ребят о пчелах очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли пчелы? Пользу или вред они приносят?».
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о пчелах, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность и самое главное - воспитать бережное отношение ко всему живому, к природе родного края, развить эмоциональную отзывчивость.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Актуальность проекта :
Актуальность использования элементов музейной педагогике заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности. Способствовать развитию у ребенка любознательности, задавать вопросы сверстникам и взрослым, интересоваться причинно следственными связями.
Цель проекта : построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Задачи проекта :
• расширить кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы;
• включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме;
• развивать познавательную активность детей;
• Через наглядность (пчелу в различном ее проявлении) знакомить детей с насекомыми (пчелами, развивать собственный познавательный опыт с помощью моделей;
• дать расширенное представление о работе пчеловодов;
• сформировать представления детей о жизнедеятельности пчел, продуктов, которые они изготавливают;
• дать представления о важности пчел в жизнедеятельности человека и в природе.
• воспитывать у детей любовь к русской природе, любознательность
• воспитывать эстетичность и этические чувства
• развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• развивать умение видеть в природе прекрасное.
• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей, дупло, соты, нектар, пасека, пчеловод, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда.
Принципы создания мини – музея:
• Принцип интеграции;
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности;
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
• Принцип динамичности и вариативности.
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие: Развитие игровой деятельности. Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Формировать у детей доброе отношение к природе. Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта. Продолжать работу над развитием связной речи. Формировать умение отвечать на вопросы. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Познавательное развитие: Систематизировать и обобщить знания детей о значении пчел в жизни человека и всей окружающей среды. Развивать у детей внимательность, слушать и отвечать на вопросы. Формировать у детей знания, какое значение имеют пчелы для окружающей среды, чем полезен мед для людей и животных. Воспитывать у детей бережное отношение к пчелам.
Художественно – эстетическое развитие: Формирование устойчивого интереса к изо деятельности. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции. Развивать чувство форм и композиции. Вызывать радость от созданного детьми изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Речевое развитие: Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.
Физическое развитие:Развивать координацию движений. Повышатьположительный настрой и укреплять психоэмоциональное здоровье. Развивать навыков общения во время игры. Развивать быстроту реакции.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
1. Познакомились с представителями класса – насекомые – пчелой и узнали о пользе ее для человека;
2. У детей сформировались представления о необходимом бережном и созидательном отношении к природе;
3. Обогатилась речь детей;
4. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;
5. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворения, радость переживания, осознание собственных умений;
6. Повысилась творчество детей в продуктивных видах деятельности.
Родители:
1. Укрепились взаимоотношения между детьми и родителями, между ДОУ и семьей;
2. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах музейной педагогики.
I этап – подготовительный:
• Определение уровня знаний детей по теме проекта.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Подбор опытов и экспериментов.
• Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
• Дать задания родителям по подбору нужного материала.
II этап –основной (практический) :
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о пчелах, их происхождении и разнообразии.
• Консультация для родителей: «Правила оказания первой помощи при укусе пчел», Консультация для родителей «Если ребенка ужалила пчела».
• Выставка коллективной работы «Пчелы летят на цветочную поляну»
• Выставка работ «Домик для пчелы»
• Выставка работ «Пчелки» (выполненная в стиле лепка)
• Выставка работ по лепке из соленого теста «Пчела Майя»
• Выставка работ по рисованию на тему: «Пчелки летят в улей»
ІІІ этап – заключительный:
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Оформление мини – музея «Пчелки»
• Презентация проекта «Пчелы – наши друзья».
Тематический план работы с детьми и родителями
Формы организации совместной взросло – детской деятельности
Месяц Содержание
Деятельность детей совместно с педагогом Работа с родителями
Октябрь Коммуникация:
Беседы «Пчелка в гости прилетела»
(Знакомство с пчелой)
«Кто такой пчеловод»
Чтение худ. лит-ры:
Чтение стихотворений о пчелах.
Отгадывание загадок про пчел.
К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках»
Худ. творчество:
Рисование «Пчела»
Аппликация
«Пчелы летят на цветочную полянку»
(коллективная работа)
Дидактическая игра:
«Найди цветочек для пчелки»
Пальчиковые игра «Пчела»
Подвижные игры:
«Поймай пчелку»
«Пчелки и ласточки»
Просмотр презентации:
«Как живут пчелы»
Консультация для родителей «Правила оказания первой помощи при укусе пчел»
Совместное изготовление детей и родителей, экспонатов в мини музей «Пчелы – наши друзья»
Ноябрь Чтение худ. лит – ры:
Познавательная сказка
«Пчела Жужа»
Тинг Моррис «Пчелы, бабочки, стрекозы».
Чтение пословиц, поговорок о пчеле (объяснить детям их смысл)
Дидактическая игра:
«Что нужно пчеловоду»
«Пчелки собирают мед»
Просмотр мультфильма
«Пчела Майя»
Коммуникация:
Беседы «Чем полезна пчела»
Коммуникативная игра
«Назови ласково»
«Интересные факты из жизни пчел»
Худ. творчество:
Лепка «Пчелка»
Подвижные игры:
«Цветы и пчелки», «Улей»
Сюжетно-ролевые игры:
«На пасеке», «В лечебнице у доктора Медуницы»
Совместное изготовление детей и родителей, экспонатов в мини музей «Пчелы – наши друзья»
Дать задание составить кроссворд по теме проекта
Декабрь Коммуникация
Беседы: «Пчела наш друг, пчела наш враг» (правила безопасности рядом с
пчелами)
«Любимые цветы и травы медоносных пчел».
Дидактические игры:
«Опасно–неопасно», «Полезная
и вредная еда»
Чтение худ. лит – ры:
Наталья Абрамцева
«Сказка о веселой пчеле»
Заучивание стихотворения «Пчелка»
башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»
Худ. творчество:
Аппликация «Посуда для мёда»
Рисование «Пчёлка летит на цветочную поляну»
Просмотр мультфильма
«Медовые истории»
Прослушивание музыки
М. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
Совместное изготовление детей и родителей, экспонатов в мини музей «Пчелы – наши друзья»
Январь Конструирование:
«Пасека»
Худ. творчество:
«Домик для пчелы» (аппликация)
Пальчиковое рисование
«Мед в сотах»
Чтение худ. лит – ры:
М. Бородницкой “Разговор с пчелой”
стихи И. Гуриной «Как пчелы чуть не поссорились»
Составление рассказов «Что я знаю о пчелах»
Разучивание стихотворения «Прилетела к нам вчера полосатая пчела»
Коммуникация:
Беседы: «Как сохранить пчел?»
«Как пчелы общаются друг с другом»
Посадка цветочной рассады «Цветы для пчелки»
Пальчиковая гимнастика:
«Трудолюбивая пчела»
Подвижная игра:
«Пчелы и медведь»
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»
«Покажи, где спрятано»
Совместное изготовление детей и родителей, экспонатов в мини музей «Пчелы – наши друзья»
Февраль: Конструирование:
Из геометрических фигур «Пчела»
Коммуникация:
Беседы: «Для чего пчела танцует?»
«Как пчелы строят соты»
«Кто такие трутни?»
Дидактические игры:
«Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций)
«На полянке»
Подвижные игры:
«Дикие и домашние пчелы»
«Три медведя»
Чтение худ. лит – ры:
С. А. Баруздин «Пчелиная напасть»
М. Шкурина «Сказка о ленивой пчёлке»
Худ. творчество:
Лепка из соленого теста «Пчела Майя»
Рисование на тему: «Пчелки летят в улей»
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на сказочную полянку»
Совместное изготовление детей и родителей, экспонатов в мини музей «Пчелы – наши друзья»
Создание альбома по рассказу ребенка «Если бы я был пчелой»
Март Коммуникация
Беседы: «Откуда берется мед?»
«Мед бывает разным»
«Беседа о пользе меда»
Просмотр презентации «Откуда берется мед»
Дидактические игры:
«Ассоциации», «У кого какие звуки»
Рассматривание альбома насекомые
Подвижные игры:
«Веселые пчелы», «Пчелка и ласточка!»
Худ. Творчество:
Лепка «Пчелы собирают нектар»
Чтение худ. лит-ры:
Наталья Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»,Заучивание стихотворения «Пчелка». 3. Загадки на тему: «Пчела», «Насекомые».
Гимнастика для глаз «Пчела-оса»
Совместное изготовление детей и родителей, экспонатов в мини музей «Пчелы – наши друзья»
Консультация для родителей
«Если ребенка ужалила пчела»
Презентация проекта «Пчелы наши друзья».
Опытно – экспериментальная деятельность с медом:
• Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед настоящий;
• Если в мед на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед;
• Размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь химическим карандашом. Если рисунок станет синим, значит мед настоящий.
• Если в медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий.
• Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был добавлен мел.
Список литературы:
1. Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. – М. :ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96с.
2. Махлин М. Д. / Насекомые. - СПб. : «БКК», 2009.
«Познакомься, это букашки». – М. : «Махаон», 1999.
3.«Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики»
«Все обо всем», популярная энциклопедия для детей.
4. Планета наш дом: Учеб. – хрестоматия для дошкольников и младших школьников/Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва. : Лайда, 1995г.
5. Джей Эллиот и Колин Кинг «Детская энциклопедия».
6. М. К. Шевчук. Пасека, пчёлы и мёд.
7. В. А. Темнов. Технология продуктов пчеловодства. Издательство «Колос», Москва—1967.
8. «Что есть что. Школьная энциклопедия». 1996-2000 «Пчёлы».
9. Русакова Т. М. А что такое мед? ж. Пчеловодство, 1997г. №5.
12. https://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/medovyy-spas/ [Электронный ресурс].
13. О. П. Гордеев «Полезные свойства мёда»
14. А. С. Букреев «Мёд – полезный продукт»
15. М. Ю. Картушина Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.