Сидоренко Карина
Консультация: как помочь ребенку выбрать будущую профессию
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация: как помочь ребенку выбрать будущую профессию.
Каждый человек проходит через этап выбора профессии. И обычно этот этап попадает на период перехода во взрослую жизнь. Тот период жизни, когда за плечами у большинства есть надежный родительский тыл, а впереди огромная неизвестная пока жизнь, но в подсознании мысль: «Я сам все смогу». Как определиться с выбором профессии, чтобы потом с горечью не оглядываться назад и не жалеть о своем выборе? Об этом и хотелось поговорить сегодня.
Тема: «Выбор будущей профессии — очень ответственное занятие».
Публикация «Консультация: как помочь ребенку выбрать будущую профессию» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2020
Цель: помочь ребенку понять и познать самого себя для более правильного осознания цели своей жизни и выбора будущей профессии.
Задачи: своевременная и ранняя ориентация ребенка на выбор будущей профессии с учетом его интересов и потребности общества.
И так, выбор будущей профессии — это очень ответственное занятие. Настолько ответственное, что профориентация подрастающего поколения всегда ставилась во главу угла. Что должно делать государство? Что делать школе: какие уроки вводить и с какого возраста? Эта проблема всегда стояла перед учителями и родителями, в основе всегда ставился вопрос не самому выбору профессии, а вопросу поддержки ребенка в его выборе с учетом его индивидуальных способностей и интересов. Как подготовить школьника к планированию будущей карьеры так, чтобы было комфортно в первую очередь ему? Согласно статистике среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55. В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо - решать вам, нам же стоит отметить, что современную востребованность в профессиях диктует рынок труда. Современные технологии, внедряясь в наше общество, меняют и необходимость в тех или иных профессия. Но ведь экономистов, менеджеров, юристов сотни тысяч, как и рабочих мест…
Не кому ни секрет в том, что зачастую выбор будущей профессии своему чаду навязывают, да, именно навязывают, его родители, не учитывая его приоритеты, желания, мечты.
Как часто можно услышать : «будешь плохо учиться — пойдешь работать дворником, – лучше бы в экономический пошел…» Итак, если вы подходите к этому разговору с такой позиции, прежде чем читать дальше, уясните — она неправильная. Удачно складывается профессиональная деятельность не только у тех, кто пошел в престижный вуз, корочка ЛГУ еще не дает гарантий трудоустройства. Куда больше шансов устроиться на работу мечты у активных, креативных и горящих желанием ребят. Согласитесь, быть креативным в профессии, которую не любишь, - сложно, точнее не невозможно. И так, я постепенно подталкиваю вас к первому ответу на вопрос «Как помочь ребенку определиться с профессией, Как помочь ему в правильном выборе».
В настоящее время в школах накоплен большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старших классах. Многие школы заключают договора с вузами для ориентации старшеклассников на ту или иную профессию, более углубленного изучения определенных предметов.
Однако современная динамика развития общества, развитие других отраслей хозяйства, возникновение новых технологий труда, изменение экономики и социальной ситуации в обществе, диктуют нам о необходимости помочь выпускнику школы сделать осознанный выбор дальнейшего пути в получении им дополнительного образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В этой ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе, начиная с начальных классов. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать, как я уже сказала, еще в 1- 4 классах.
Во многих школах, при поддержке родителей и учителей в ходе занятий и экскурсий используются различные методы и приемы, позволяющие школьникам стать активными субъектами в процессе знакомства с миром профессий и труда. Данная работа, я считаю, активнее проводится в школах мегаполисов, где имеется более широкая база для этого.
Кроме того и некоторые детские сады пользуются преимуществом большого города, организовывая выезды на тематические экскурсии, знакомя детей наглядно с разнообразием современных профессии. Это оказывает положительное влияние для формирования у ребенка представления о разнообразии профессий, помогает ему с ориентироваться в их множестве и т. д. Также, еще в детском саду дети участвуют в различных общегородских конкурсах и олимпиадах, где они знакомятся с разнообразием профессий.
Становление профессионального самосознания у ребенка начинается еще в раннем возрасте. Если говорить конкретнее, то это 1) наглядное представлений о мире профессий охватывает период с 2,5 - 3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста, то есть 10 - 12 лет. В дальнейшем в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. Особое влияние на эти игры оказывает психологическое отношение в семье, в саду. Как часто в семье, где есть более взрослые дети (школьники, то они переносят в игры и отношения из школы, играя с младшими в школу. Дети подражают своим родителям, играют в профессии более старшего поколения, примеряя их профессию под себя. Уже в этом возрасте мы слышим, что мальчик хочет стать пожарным, полицейским или же космонавтом, а девочки с удовольствием примеряют на себя роль мамы, учителя, врача…
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся смог проанализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
Мне постоянно приходят слова их стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?» : У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься? ….
Конечно же, у меня еще есть время для принятия решения о выборе будущей профессии, которой я смогла бы с удовольствием посвятить свою жизнь.
В свои восемь лет я хотела бы стать ресторатором. Знаю, вы скажите, что это не каждому под силу такая работа. Для того чтобы иметь возможность удовлетворить требования и пожелания клиентов, ресторатору желательно обладать определенными познаниями в психологии, ведь нередко люди сами не знают, чего хотят. Основными преимуществами данной профессии являются постоянное движение, общение с большим количеством людей, новые знакомства, возможность реализовать талант организатора, творца, финансиста. С одной стороны, ресторатор должен уметь правильно вести дела, чтобы сделать бизнес доходным и постоянно развивающимся. С другой же стороны, специалист решает и творческие задачи, контролируя создание интерьера заведения, меню и т. д. Эта очень интересная и нужная профессия. Если ее выполнять с любовью, то она принесет радость и другим. Квалифицированный ресторатор может хорошо зарабатывать, быстро сделать успешную карьеру, реализовав все свои таланты и умения. Как правило, данная профессия предполагает частую смену впечатлений, постоянные встречи, множество дел.
Мой младший брат, по примеру более старшего поколения (бабушки и дедушки) мечтает стать «генералом», а точнее стоять на страже интересов страны, государства, бороться с несправедливостью.
Младшая же сестра уже в свои шесть лет мечтает организовать свою оранжерею, дарить людям радость и красоту, быть ближе с природой.
Все мы разные, конечно же, все мы сможем реализовать свой потенциал только при правильном выборе своей будущее профессии, которая будет не только востребованной нашим обществом, но и приносящая нам моральное и материальное удовлетворение. Как прекрасно бежать на свою любимую, приносящую тебе радость.
Тем, кто сегодня стоит на пороге выбора профессии, я бы предложила сделать «три шага». Шаг первый – это поиск альтернативы: разбавить список альтернативными профессиями, дать волю своему воображению и взгляд обязательно остановится на одном из вариантов. Шаг второй - это оценка, то есть каждую профессию или специальность, которая нравится, оценить в 10 баллов, разработать критерии оценки, например, удовольствие от деятельности, прибыльность работы, карьерный рост, интерес, стабильность и т. д. Третий шаг - это расстановка приоритетов. Необходимо критерии разделить по степени важности, как очень важно, достаточно важно, менее важно, и выбор надо делать по первым двум критериям.
Путь, предложенный мной, как вариант выбора профессии, достаточно сложный и имеет свои преимущества и недостатки, но выбор профессии очень ответственный шаг, и сделать его должен каждый самостоятельно.
Желаю вам сделать правильный выбор, так как от этого зависит ваша дальнейшая жизнь!