Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»

Анастасия Штри
Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»

Воспитатель

«Детский сад № 28»

г. Биробиджана

Штри Анастасия Сергеевна

Консультация для родителей

Тема: «Мой ребенок обманывает»

Ложь – неотъемлемая часть нашей жизни. Лгать могут все: начиная от ребенка, который ходит в детский сад, и заканчивая бабушками и дедушками. Что же такое ложь?

Ложь можно определить как осознанное утверждение неправды, или противоречие тому, что соответствует действительности. Психологи выделяют несколько способов обмана: письменные и устные высказывания, жесты, мимика, действия, молчание, отсутствие действий и др.

На сегодняшний день, ложь как особое психологическое явление изучают в России (В. Знаков) и за рубежом (П. Экман).

Известный психолог П. Экман определяет ложь как действие, с помощью которого умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без четко выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды, вводят человека в заблуждение.

В. Знаков, называет ложью умышленную передачу информации, которая не соответствует действительности. В европейской культуре распространено определение лжи, которое дал Блаженный Августин: «ложь – это сказанное с желанием сказать ложь». Лжец с помощью различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных) вводит собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел. В процессе коммуникации ложь является выражением желания одного из собеседников исказить правду.

Она может быть прямой противоположностью правде (не маленькое, а большое) или представлять собой частичное отступление от нее. Дети имеют свойство неправду, не имея желания кого-то обмануть, и верят в то, что так есть на самом деле.

Детская ложь — особый возрастной вид лжи, который заключается в выдаче за действительность детьми своих фантазий. Большинства психологов считают, что явление детской лжи связано с тем, что дети до определённого возраста (5 лет) иногда не могут отличить реальность от воображения и принимают за действительность игру. Спорным остаётся вопрос о том, является ли детская ложь ложью в полном смысле этого слова, поскольку дети верят в свои фантазии искренне и не собираются вводить никого в заблуждение. Более того, последнее в данном случае маловероятно, поскольку детская ложь всегда неправдоподобна. По мнению большинства психологов, детская ложь не должна вызывать у родителей особого беспокойства, в виду того, что является в развитии воображения ребёнка обычным этапом. Однако полное отсутствие детской лжи в преддошкольном и дошкольном возрасте следует считать тревожным симптомом, как и чрезмерные проявления детской лжи в данном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет).

Директор Института исследования детства из Университета Торонто, доктор Кан Ли, разделяет детскую ложь на три группы:

• ложь, которая может помочь ладить с другими людьми («Ты такой хорошенький!»);

• ложь для защиты от наказания («Я не слышала, как ты это говорила»);

самообман («Я никогда не вру»).

Для нас большой интерес представляет книга Е. Герасиной «Как определить, лжет ли Ваш ребенок». В ней автор приводит классификацию видов детской лжи.

Так, она предлагает следующие виды детского обмана:

Впечатлительность. Когда ложь не столько ложь, а сколько особенность восприятия.

Маленькие хитрости. Когда шоколадку съела собачка или кошечка. А может, ее вообще не было. А бабушке просто показалось, что она была.

Сновидения и реальность. К этому виду можно отнести неразличение реальности и виртуальности. Например, одна четырехлетняя девочка убеждала всех, что зимой видела в парке кусты с большими цветами. Оказалось, что она действительно видела. горшки с розами в витрине магазина.

Обман как результат защиты. Такое поведение могут спровоцировать родительские бестактность и эгоизм.

Фантазии и выдумки в играх. Например, ребенку известно, что нельзя лезть в шкаф. Но в один прекрасный момент сестра заходит в комнату и обнаруживает, что шкаф раскрыт, а вещи в беспорядке валяются. На недовольство сестры, ребенок отвечает, что он ничего не делал. Малыш просто играл в ковбоев и не имеет никакого представления о том, кто открыл шкаф и в нем рылся.

Если бы сестра продолжила расспрашивать ребенка, то могла бы услышать, что это были плохие ковбои.

Обман-компенсация. Когда дети не достигают успеха в том, что составляет ценность для их родителей, они начинают хвастаться несуществующими достижениями.

Ложь без видимой причины. Встречается у детей разных возрастов. Таким образом, ребенок пытается вызвать у окружающих интерес, придать себе значимости.

Дети могут лгать сознательно и намеренно. Когда дети врут, то видно, что получаемое ими от ложи удовольствие, намного больше дискомфорта, возникающего от состояния раздвоенности.

Они обманывают, чтобы продолжить удовольствие, чтобы приспособиться, избежать наказания, подладиться и др.

Рекомендации родителям:

1. Исключите физические наказания.

2. Разграничивайте наказание за ложь и наказание за скрываемый проступок.

3. Не лгите сами. Любые рассуждения о честности, морали, «хорошем» поведении должны подтверждаться личным примером, который перед глазами видит ребенок.

4. Не провоцируйте ребенка на ложь. Очень часто взрослые вечными нравоучениями и допросами сами приучают ребенка обманывать. «Не ты сломал эту игрушку? А кто? Я по глазам вижу, что ты!».

5. Объясняйте ребёнку последствия лжи.

6. Старайтесь установить с детьми доверительные отношения, чтобы ваш малыш не испытывал необходимости обманывать.

Психологи считают, что урок честности от взрослых может стать самым важным.

В случае, если вы еще не научились отличать ложь от правды «по глазам» своего ребенка, необходимо обратить внимание на следующие признаки обмана:

малыш прикрывает рукой рот;

усиленно моргает или отводит глаза;

его зрачки то сужаются, то расширяются;

ребенок возбужден, на его щеках появляется румянец;

чтобы ложь звучала как можно более правдиво, он на ходу подбирает слова, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.

Однако, если Ваш ребенок верит, что Вы его любите, не смотря ни на что, и только Вы его всегда поймете и поможете в решении его «серьезных проблем», его обман останется детской шалостью и не станет образом жизни.

Таким образом, возрастные особенности, причины и мотивы лжи зависят от того, кто окружает детей, от характера их взаимоотношений с родителями, сверстниками. Поэтому, очень важно создавать атмосферу доверия, понимания и терпения, как в общении в семье, так и в детском саду.

Список использованной литературы:

Герасина Е. Как определить, лжет ли Ваш ребенок. - М.: АСТ, 2006. – 96 с.

Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 9-16.

Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – М.: АСТ – Астрель, 2003. – 320 с.

Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 272с.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2013–2014 год Сентябрь 1. Оформление наглядно-информационного уголка: «Уголок для родителей» 2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема:.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»
Опубликовано: 8 октября 2014 в 20:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...