Приложение МААМ

Консультация «Музыкально — игровая деятельность как средство активизации детей»

Елена Титова
Консультация «Музыкально — игровая деятельность как средство активизации детей»
▼ Скачать + Заказать документы

С помощью различных игр решаются такие задачи музыкального воспитания : развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, памяти, достижение координации пения и движения. В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринуждённой форме успешно решаются многие музыкальные задачи. Игры, даря детям радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.

Публикация «Консультация „Музыкально — игровая деятельность как средство активизации детей“» размещена в разделах

Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях: увлечённость музыкально – игровой деятельностью; степень осознания творческого замысла; инициатива и самостоятельность творческого поиска; умение привлекать к творческому процессу музыкальный опыт; степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью выполнения движений. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребёнка. А проведение занятий в игровой форме доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения движений.

Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Речевые упражнения решают следующие задачи:

1. Развивают музыкальные и творческие способности детей, в том числе:

- эмоциональную отзывчивость на музыку;

- слуховое внимание;

- музыкальную память;

- ладовое чувство;

- тембровый, звуковысотный и динамический слух;

- чувство ритма.

2. Формируют у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.

3. Развивают звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.

4. Улучшают дикцию детей.

5. Способствуют развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

6. Побуждают детей импровизировать в различных видах деятельности.

7. Укрепляют голосовой аппарат.

8. Учат детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками).

Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдёт скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры также проводятся на театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Пальчиковые игры

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. На ладонях находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальчиковую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление.

Тексты для этих игр простые – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

Музыкально-дидактические игры

Известный советский педагог Сухомлинский подчёркивал, что «игра-это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

Музыкально – дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка.

Материал осваивается детьми постепенно, в основном во время занятий. Педагог рассказывает детям правила игры, ставит перед ними определённую дидактическую задачу. Потом дети могут самостоятельно играть, выбрав ведущего среди своих товарищей.

Игры с детскими музыкальными инструментами

Яркие звучащие игрушки и инструменты вызывают у детей большой интерес, расширяют их музыкальные впечатления, способствуют творческой активности. Знакомство детей с музыкальными инструментами лучше всего начинать с раннего возраста, пробуждая, таким образом, у малышей интерес к звукам и стимулируя их активность. Погремушки, колокольчики, дудочки, музыкальные молоточки предлагаются детям в игровых ситуациях.

Итак, множество музыкальных игр помогают в работе с детьми, активизируют детей, разнообразят занятия, побуждают детей к творчеству и приобщают их к прекрасному миру музыки

Публикации по теме:

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Танцевальный кружок «Непоседы» Танцевальный кружок "Непоседы» для детей 6-7 лет (подготовительная группа). Программа рассчитана на 1 учебный год. Цель : Раскрытие творческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Музыкально — игровая деятельность как средство активизации детей»
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 18:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Музыкально — игровая деятельность как средство активизации детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Титова (УИ 260485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД