Наталья Романова
Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Для осуществления данной цели делаем следующие шаги:
1. Использование новых технологий, которые будут способствовать формированию социально-адаптированного и эмоционально благополучного выпускника детского сада.
2. Создание благоприятных условий через систему театральных занятий для развития музыкально-творческих способностей детей с учетом из возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей.
3. Формирование у детей нравственного поведения (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости).
4. Активизация познавательного интереса, пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного.
Публикация «Консультация музыкального руководителя „Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
5. Создать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.
6. Обновление учебно-методического и материально-технического сопровождения для освоения нового содержания образования.
В дополнение к обновленной примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, реализуемой в нашем ДОУ, в работе используюследующие инновационные технологии:
- Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду»
- Программу «Театр – Творчество - Дети» авт. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.
- Методику развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа.
Поставленные перед собой задачи решаю совместно с воспитателями, инструктором по физической культуре на основе музыкального репертуара, адаптированного к дошкольному возрасту. При планировании я тщательно подбираю репертуар, так как уверенна, что неожиданность, новизна, сюрпризность делают занятия интересными, непохожими друг на друга, помогают детям переживать различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учат общаться, сопереживать, сочувствовать, развивают и активизируют дошкольников.
Музыкально-театральная деятельность с детьми по музыкально-художественному воспитанию включает в себя:
- восприятие музыки; - песенно-игровое творчество; - музыкально – игровое и танцевальное творчество; - инструментальное музицирование; - художественное слово; - театрализованные игры, игры - спектакли; - сценическое действие с единым художественным замыслом.
Знакомить ребятишек с театрализованной игрой начинаю с ясельной группы. В гости к малышам «прилетает» Птичка – синичка. Она беседует с детьми, поет свои песенки, спрашивает у ребятишек, где они играют, кушают, спят, «летает» с ними по группе. Ребятишки «кормят» птичку зернышками.
Начиная со второй младшей группы, формирую у детей простейшие образно-выразительные умения, стараться более точно передавать движения игровых и сказочных образов, ориентироваться в пространстве зала. Например: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачут веселые или грустные зайцы, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Атрибуты для ряженья, маски зверей для разыгрывания «Курочки - рябы», «Репки», «Теремка» помогают детям передавать настроение, следить за развитием действия, представлять себя маленькими артистами.
В процессе игры дети учатся правильно называть театральное оборудование - «это маска Медведя», бережно к нему относиться, - «Я помогал приклеивать глазки». Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз. В представлениях используются стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.
Ребятишки очень любят придумывать маленькие истории про Зайчика - попрыгайчика, Лягушку – квакушку, с удовольствием выполняют роль зрителей – смотрят небольшие инсценировки, которые разыгрывают старшие дети вместе с воспитателями и пользуются у детей неизменной любовью.
Малыши с удовольствием включаются в сюжет инсценировки: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности
На занятиях малыши проявляют большой интерес к танцевальным движениям, с желанием двигаются в различных образах
– зверушек, листиков, снежинок, с удовольствием показывают сюжетные танцы своим родителям на тематических праздниках.
В средней группе я начинаю использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку).
На занятиях театрализованной деятельностью дети с помощью специальных упражнений тренируют мимику, запоминают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. На занятиях я использую упражнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Нарисуем солнце», «Чистим зубы», «Часики» и др.
Особенно нравятся детям дыхательная гимнастика, упражнения на развитие мимики : «Солёный огурец», «я ем лимон», «хитрая лисичка», «строгий папа», «злая собака», «я хочу спать» Из этюдов и упражнений в дальнейшем и складывается образ для маленького актера, например, хитрой лисички, злого волка, сердитого мишки, печального зайца.
Важным аспектом в деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации, музыкально – пластических импровизаций. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети идут по горячему песку или идут по камушкам, воробышки клюют зернышки).
• Имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (воробушки испугались автомобиля, взлетели на веточку дерева).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (хитрая лисичка подходит к домику зайчика, неуклюжий мишка собирает шишки).
• Музыкально – пластические импровизации («Бабочки», «Осенние листочки», «Снежинки», «Заколдованный лес»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам
С воспитанниками средней группы работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми мы ведём параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).
В старшей группе застенчивые дети сначала выбираются не на главные роли, воспитанников можно распределить по их желанию, в порядке очередности, считалкой.
С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок.
Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.
В процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:
• следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру;
• заинтересованность, новизна, сюрпризность;
• обучение через игру;
• импровизация;
• радость успеха;
• подбор доступного и интересного материала; воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в людях и в жизни
Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Для плодотворной работы собрана большая фонотека «Сезонные праздники», «Классическая музыка детям», «Музыка для релаксации», «Музыка из мультфильмов». Музыка является фундаментом спектакля, знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Дети сами поют песенки с героями, пританцовывают вместе с героями, выполняя знакомые движения.
Музыкальные загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей чистой и образной. С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры.