Анна Скляренко
Консультация на тему: «Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств.
Природа не только создала человека, как органическое тело, но и наделила его инструментами познания окружающего мира. Это наши органы чувств. Они позволяют воспринимать мир во всем его многообразии. Зрение, вкус, слух, обоняние, осязание, тактильные (кожные) ощущения. Все они составляют основу знаний об окружающем, лежат в основе познания мира.
Публикация «Консультация на тему: „Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Знакомство с органами чувств, забота о них включена в систему формирования здорового образа жизни детей. Ведь с помощью органов чувств ребенок многое узнает об окружающем мире, о живой и неживой природе, о себе самом, а, узнав, будет заботится о своем здоровье. Вся информация поступает к ребенку через органы чувств, каждый орган получает специфический для него вид информации. В реальном мире разные предметы обладают разными свойствами и видами информации. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка и умение воспринимать окружающий мир полно, ярко, разнообразно.
Задачи при знакомстве детей с органами чувств :
1. Формировать представления детей об элементарном строении, функциях и защите организма, органов чувств.
Дети дошкольного возраста с интересом относятся к познанию своего организма, к тому, как устроено наше тело, благодаря чему мы двигаемся, как дышим, что помогает нам познавать окружающий мир. При ознакомление старших дошкольников с органами чувств выделяются следующие под темы:
Смотреть на мир и видеть- большое счастье и это счастье человеку дают глаза. С помощью глаз человек видеть предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении.
- Глаза (как устроены глаза; определение зрением цвета, формы, размера предметов; для чего нужны брови, ресницы, веки, зрачок, слезы; комплексы упражнений для отдыха глаз; какие витамины укрепляют зрение; почему люди носят очки, какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего зрения, эксперименты "Светло-темно№, "Разноцветные стеклышки").
Дети нюхают цветы, пробуют пищу и трогают предметы руками. Ведь только так можно распознать запах, вкус и многое другое. Мы знакомимся с окружающим нас миром с помощью чувств : обоняния, вкуса, осязания. Чтобы расти и правильно развиваться, надо есть, и нам нужна самая разнообразная еда.
- Язык (какую работу выполняет язык; для чего нужны вкусовые сосочки и как они определяют вкус пищи; как правильно ухаживать за ротовой полостью; какая пища полезна и вредна; для чего нужны витамины; какие пословицы и поговорки про язык придумал народ).
у человеческого носа сложные и многообразные функции : дыхательная, очистительная, увлажняющая, теплообменная, информационная, обонятельная и др.
-Нос (как устроен нос; для чего в носу волосы; запахи полезные и вредные; вредные привычки; как правильно ухаживать за носом).
Человек рождается и живет в мире разнообразных звуков. Едва родившись, он оглашает мир своим криком. С первых секунд жизни новорожденный должен быть готов к восприятию и отражению колоссального потока звуковых раздражителей. Звуки окружающего мира влияют на психофизическое состояние человека, как на уровень сознания, так и на бессознательном уровне.
-Уши (как мы слышим; для чего нужны уши; сколько ушей у человека; что такое барабанная перепонка, улитка, слуховой нерв; как правильно ухаживать за ушами; какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего слуха).
Кожа - самый большой орган человека, ее общий вес достигает 2кг, а площадь- 1,5-2кв. м.
-Кожа (для чего нужна кожа; какова чувствительность кожи на разных участках тела; какие упражнения развивают тактильное восприятие; как нужно ухаживать за кожей; зачем нужен витамин Д).
2. Углубить представления старших дошкольников об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, зрении, питании, росте. вызвать у детей радость от сознания себя частью живой природы, единения с ней. Развивать и углублять интерес к природе -живой и неживой.
- При изучении каждого органа чувств можно проводить сравнение с органами чувств животных (отличие и сходство). Использовать презентации, также вовлекать в работу родителей (консультации, родители проводят совместный поиск с ребенком картин, рисунков с выразительным изображением органов чувств. Родители знакомят дома своих детей с собранным материалом и ребенок в группе детского сада рассказывает по картинке или рисунку пред другими детьми полученные знания. Другие дети дополняют рассказ своими знаниями.
3. Воспитывать толерантное отношение и уважение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органа чувств, так и к органам чувств окружающих, основываясь на знаниях о строении, работе и гигиене органов чувств.
-В процесс игр "Узнай с закрытыми глазами", "Пройди с закрытыми глазами", "Пойми меня", "Услышь меня" можно показать как нелегко живется слепым, глухонемым людям, чтобы дети с детства стремились оказывать помощь людям с ограниченными возможностями, воспитывать сострадание.
4. Формировать понятие о здоровом образе жизни, показывать значимость здорового жизни для каждого из нас.
-Использовать весь арсенал здоровьесберегающих технологий: утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, дыхательную, зрительную, пальчиковую, корригирующую гимнастики, релаксацию, прогулки, закаливающие процедуры. Воспитывать в детях желание быть здоровыми примерами героев из сказок, пословицами на ознакомление с организмом человека, на воспитание культурно-гигиенических навыков, на сохранение здоровья.
5. Использовать игры для развития органов чувств.
-Дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия: "Определи, что слышится" (набор разных звуков живой и неживой природы);"Шумящие коробочки" (найти тихие и громкие шумы различных материалов); "Далеко-близко"9узнай голоса на расстоянии).
-Д/ и и упражнения на развитие зрительного восприятия : "Что изменилось?", "Найди ошибку", "Найди отличия", "Запомни и нарисуй" и т. д.
-Д/ и и упражнения на развития обоняния: "Определи предмет по запаху", "Вспомни как они пахнут"(по картинкам, и т. д.
-Д/и на развитие тактильной чувствительности : "Поймай киску", "Чудесный мешочек", "Определи на ощупь", "Узнай парную фигуру".
Знакомство с органами чувств проводится на занятиях, в играх, во время режимных моментов, в повседневной деятельности детей. При систематических занятиях у детей возможно формировать знания о стронении, функциях и значении органов чувств, закрепить правила бережного к ним отношения и ко всему организму в целом.