Валентина Галиулина
Консультация на тему «Народная игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследователи народной игры отмечают их высокую культуру, направленность на труд души и ума ребенка. Большинство народных игр имеет очень древнее происхождение, неразрывно связано с мировосприятием конкретного народа, его образом жизни, нравственными ценностями, верованиями. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьёзно, как и другим сферам жизни.
Публикация «Консультация на тему „Народная игра“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Основа воспитания составляла народная педагогика, а народные игры являлись основой народной педагогики. Народная педагогика, опираясь на активность ребёнка в игре, всеми доступными ей средствами обеспечивала его всестороннее развитие, постепенно приобщала к культуре народа.
Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияло на содержание детских игр, направляя развитие малыша в социальное русло. Общим направлением развития ребёнка было постепенное приобщение его к труду. Общение ребёнка с детьми разных возрастов в крестьянской культуре играло огромную роль. Дети внутри своего круга познают то, чему ни один взрослый их не научит. Дети учились друг от друга, обретая знания и умения в своём ребячьем кругу, сохраняя и передавая все это вливававшимся в коллектив младшим детям. В единстве с ритмом времени года, переплетаясь с трудовыми буднями деревни, обрядами и праздниками, существовал мир детских интересов. В нём были свои неписаные правила, законы, игровые традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но традиции игры не мешали ребенку в полной мере проявить фантазию.
Игре присуще, прежде всего, творчество, питаемое интересом, азартом, опытом, точным правилом, из игры дети тотчас выходят, как только она становится неинтересной. В крестьянской семье детей рано приучали к труду. Основной целью народных детских игр было развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности (ловкость, соответствующие возрасту сила, выносливость, а также нравственных, психологических и интеллектуальных качеств (смелость, выдержка, сообразительность, инициатива, наблюдательность).
Народные игры в большинстве своём носили коллективный характер. С помощью этих игр происходило приобщение ребёнка к социуму и развитие навыков социального поведения в обществе. Народные игры способствуют формированию таких универсальных качеств, как символизм мышления. В народных играх связанных с метанием, бросанием различных предметов, вырабатывается способность к ориентировке в пространстве; игры подготавливают руку ребёнка, его глаз к трудовым, военным действиям.
Действия с различными игровыми предметами требуют от ребёнка быстроты реакции, управления своими движениями. Благодаря духу соперничества, стремлению к победе, опыту успехов и неудач в этих играх формируется важное личностное качество- достижение успеха. В процессе наблюдения за своими и чужими действиями в игре, их результатами у детей развиваются способности к самоанализу, самооценке, саморегуляции эмоций и поведения. В процессе народных игр у детей развивается способность к отбору необходимой информации, получению новых знаний и опыта социального взаимодействия. Универсальные функции народных игр сохраняют своё значение и для воспитания современных детей. Анализ игрового наследия позволяет с достаточным основанием утверждать, что незапамятные времена были практически заложены научные основы педагогики. Практический опыт становится через игру главным источником познания окружающего мира. Анализ игрового наследия различных народов убедительно свидетельствует о широком диапазоне интеллектуального воспитания. В играх шло развитие памяти, наблюдательности, коллективизма, внимания. Все игры способствуют тому, чтобы дети росли добрыми и сильными, умными и ловкими, любознательными и подвижными, чтобы в любом коллективном деле они понимали свою личную ответственность. Эти качества ценились во все времена.
Возрождение и сохранение традиционной игровой культуры невозможно без наличия игрового инвентаря. Игровой инвентарь это, прежде всего, любые материалы (камешки, палки, лоскутки, которым ребенок находит применение в игре. Самой ранней игрушкой была погремушка. Погремушки имели самые разные названия – шаркуны, гремушки, складушки, брякулки, брякушки и делались из разного материала, имели разную форму. Музыкальной игрушкой была свистулька, превращающаяся в умелых руках в интересный народный инструмент. Примерно с 5-6 лет дети начинали делать игрушки сами. Особенно популярной была тряпичная кукла. Обычно первую куклу делали девочке взрослые -мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол и наряды для них девочки шили себе сами. Это рукоделие поощрялось, так как при этом девочка получала все необходимые ей навыки шитья, вышивания. Многие матерчатые куклы были безликими. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребёнка, развивает его воображение. Любопытна и поучительна ещё одна сторона народной игрушки – игрушки являлись частной собственностью ребёнка.