Приложение МААМ

Обучение детей процессам познавательного поиска посредством занятий по интеллектуально-познавательному развитию

Людмила Серова
Обучение детей процессам познавательного поиска посредством занятий по интеллектуально-познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности обладает исследовательский метод - он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень творческой деятельности.

- Во-первых: способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности.

Публикация «Обучение детей процессам познавательного поиска посредством занятий по интеллектуально-познавательному развитию» размещена в разделах

- Во-вторых: учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.

- В-третьих: облегчает овладением методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

- В-четвертых: способствует творческому развитию личности.

С чего же начинается исследовательская деятельность? Давайте рассмотрим последовательность работы.

1. Наблюдение и изучение фактов

2. Выявление непонятных явлений

3. Выдвижение гипотезы

4. Построение плана исследования

5. Осуществление плана, выяснение связей изучаемого явления с другими явлениями

6. Формирование решения, выводов, обобщений

7. Проверка решения

8. Практические выводы

Виды и структура исследовательских занятий в детском саду :

Есть 3 формы организации экспериментирования: занятия, совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. Занятие является итоговой формой работы по какой-либо исследуемой проблеме.

Алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

• Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовки явлений.)

• Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие и воспитательные задачи)

• Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления

• Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий

• Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста и темы

• Обобщение результатов наблюдений (мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, дневники)

Методы и приемы познавательного поиска.

1. Использование мнемотаблиц (точные недвусмысленные элементы новизны)

Методика использования мнемотаблиц:

- игровая форма знакомства с новой информацией;

- повторение рассматривания мнемотаблиц может быть совмещено с появлением новых таблиц;

- самостоятельное изучение мнемотаблиц (показать мнемотаблицу без подробного рассказа, обратить внимание на незнакомые символы и элементы);

- для закрепления полученных знаний можно изготовить книжки- самоделки или рисунки по проблемной теме

2. Наблюдения особенно фенологические, где дети пытаются найти ответы на вопросы какого цвета, величины, формы и т. д. После наблюдений сделать зарисовки.

3. Проведение опыта.

4. Игровой метод развития логического мышления, например, предложить детям оценить истинны или ложны следующие утверждения: «некоторые люди кареглазые - истинно, а все люди кареглазые - ложно или девочки часто ходят в платьях - истинно и девочки всегда ходят в платьях – ложно.

5. Рассуждение: некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол - мальчики? Перечисление множеств

в красном круге то, что растет на деревьях, в зеленом - фрукты (рисунок)

6. Проявление интереса к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации (почему, зачем, как)

7. Метод определения понятий: ребенку предлагают дать определение предмету (например, «Что такое трамвай?»). Варианты ответов: транспортное средство для перевозки людей, это то, на чем ездят по рельсам т. е. его функции.

8. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие (например, след черепахи на песке, сравнивают со следом игрушечного грузовика - легче показать, чем объяснить).

9. Прием - загадки: Заворчал дверной замок

Лег у двери поперек (собака)

Какими понятиями должны овладеть дети:

- явление причина следствие

- событие

- обусловленность

- зависимость

- различие и сходство

- общность

- совместимость и несовместимость

- возможность и невозможность

10. Метод парадокс: например, майский жук не может летать, так как масса, площадь крыльев майского жука не позволит это делать, однако он летает. Или гвозди, шурупы, вилки, кнопки в воде тонут, почему корабли, сделанные из металла не тонут - парадокс.

11. Метод преднамеренных ошибок на классификацию деревья, кустарники, ягоды. Например, игра «Четвертый лишний». На карточках изображения яблока, банана, груши, помидора. Если классифицировать по одному признаку, то все они фрукты и овощи, по другим признакам - можно по цвету, форме и т. д.

12. Предлагается проблемная ситуация. Каждый предлагает выход из положения (здесь включается воображение и выбирается лучший способ - учимся оценивать идеи)

13. Метод графических схем помогает анализировать, выделять главное и второстепенное.

Например, стихотворение «Зима»

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берез,

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты

В рощу прилетели стайкой снегири.

Мы рассмотрели несколько методов обучения процессам познавательного поиска. Все это порождает исследовательское поведение и создает условия естественного стремления к самостоятельному изучению окружающего, формированию способности творчески осваивать способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Веселый транспорт»Дидактическое пособие «Веселый транспорт» .

Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет»Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет» Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей процессам познавательного поиска посредством занятий по интеллектуально-познавательному развитию
Опубликовано: 13 мая 2014 в 20:14
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей процессам познавательного поиска посредством занятий по интеллектуально-познавательному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Серова (УИ 217157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД