Получи документы

Консультация на тему «Приобщение к традициям и укладу русского народа через русский фольклор»

Елена Гаврилова
Консультация на тему «Приобщение к традициям и укладу русского народа через русский фольклор»

Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Да, сегодня, с большой силой возрастает интерес к народному творчеству, к нашей забытой старине, ведь в ней нужно искать истоки наших исторических корней. Раньше на деревенских околицах можно было слышать девичье пение, на проезжих дорогах –протяжную песнь ямщиков, а как пели наши бабушки, на интересном, уже нам не понятном языке. А что говорить о наших детях. В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости, не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Публикация «Консультация на тему „Приобщение к традициям и укладу русского народа через русский фольклор“» размещена в разделах

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице -малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, сопровождающим личность. И начинать это воспитание нужно как можно раньше.

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности -это важнейшая идейно-нравственная и эстетическая задача современной культурно-образовательной политики государства. Повернуться лицом к кладези народной мудрости, народной песни, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству - одно из приоритетных направлений современной педагогики. Основанная на принципах этнокультурного воспитания и образования, эта социальная идея, делая основной акцент на пробуждении заложенного в сознании генофонда, располагает неограниченными возможностями активного воздействия на детей.

Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. В дошкольном возрасте именно фольклор непосредственно воздействует на развитие музыкальных и творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Использование фольклора дает возможность для эмоционального, познавательного и эстетического развития. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание.

Фольклор начинается с первой колыбельной песни матери, затем частушек, народных песен, в которых поется обо всех сторонах народной жизни. Дети знакомятся с народными праздниками и участвуют в них. Праздники являются источником, из которого подрастающее поколение, берет лучшее из прошлого, делая лучшим будущее.

Приобщая детей дошкольного возраста к русскому народному музыкальному искусству, необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта и русской культуры в целом. Поэтому для более эффективной и качественной воспитательно - образовательной деятельности в данном направлении в детских садах необходимо:

- внедрять в работу современные программы по музыкальному воспитанию, учитывающие именно фольклорное направление в музыкально - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста;

-обеспечивать взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности с различными видами музыкального фольклора (исполнение потешек, приговорок, использование народных игр, хороводов и т. д.);

-обогащать репертуар, который предлагается на музыкальных занятиях в детских садах произведениями фольклора и использовать его во всех видах музыкальной деятельности детей.

Осуществляя педагогический процесс по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора, целесообразно решить следующие

задачи:

-Подобрать и систематизировать фольклорный материал в соответствии с возрастными особенностями детей.

-Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

-Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

-Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству во всех видах музыкальной деятельности.

-Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство).

-Воспитывать интерес детей к использованию музыкального фольклора в повседневной жизни, в общении со сверстниками, родными.

Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора.

Для осуществления поставленных задач по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора необходима целенаправленная работа в этом направлении.

I этап.

Подготовительный.

1. Изучение методической литературы, парциальных программ, целью которых является приобщение детей к русскому народному музыкальному фольклору. («Горенка» Н. В. Хазовой и «Оберег» Е. Г. Борониной–программы, предлагающие комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду).

2. Разработка комплекса тематических занятий, народных праздников с использованием музыкального фольклора.

3. Составление перспективного плана музыкальных занятий на год с опорой на фольклорное наследие, где предусматривается непосредственное изучение музыкального фольклора, включающего следующие разделы: слушание-восприятие народной музыки, народное пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, а также знакомство с фольклорными традициями : народным календарем, обычаями, обрядами, бытом, укладом жизни.

II этап.

Основной.

Систематическая работа по приобщению старших дошкольников к музыкальному фольклору.

Систематическое обучение должно носить воспитывающий, развивающий и системный характер.

Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребё нке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества, так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).

В основу содержания данной системы работы положены четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей:

Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Эмоциональный компонент предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи. Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных музыкальных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.

Деятельностный компонент также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Ребенок овладевает необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовать в процессе музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и с взрослыми в ДОУ и семье.

В работе над развитием эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору возможно использование сбалансированной системы методов:

Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования –создание и показ дидактико-развивающих фото-и видео-презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику. Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).

Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями, а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству, реализует содержание игрового метода.

Имитационный метод - когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с помощью подражания, как бы «из уст в уста».

Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.

Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный –в процессе исполнительского общения.

Метод образно-эмоциональных установок - заключается в моделировании яркого образа посредством точной эмоциональной интонации, выраженной слово-действием (удивить, позвать, побранить, схитрить, пожурить и т. п.).

Также возможно использование следующих приемов:

-слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;

-«живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;

-прохлопывание ритмических рисунков мелодий;

-использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;

-пение «a’capella» детьми после настройки в определённой тональности;

-пение с инсценированием.

III этап.

Обобщающий, носит контрольно-оценочный характер.

Результативность системы работы по приобщению дошкольников к народному музыкальному фольклору.

На данном этапе необходимо проверить эффективность педагогического процесса, направленного на решение задач по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора. Методика организации педагогического процесса по приобщению старших дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству. Вводить детей в мир фольклора целесообразно уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) необходимо знакомить детей с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В этом возрасте дети осваивают простейшие элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками, которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.

В среднем возрасте(4 –5 лет) необходимо знакомить детей с азами народной культуры, народным календарем, а так же обращать внимание детей на виды фольклорных песен : лирических, плясовых, шуточных, игровых. В этом возрасте дети усваивают малые фольклорные жанры : считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей среднего возраста должен быть более развёрнутым, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжается обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках. Старший дошкольный возраст(5 –7 лет) –активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп необходимо применять тематические занятия, полностью основанные на фольклорном материале. Музыкальные занятия должны проходить в интересной, увлекательной форме, где каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия необходимо тщательно продумывать, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

Фольклорный материал для данного возраста отражает различные виды музыкальной деятельности:

-слушание народной музыки;

-пение народных песен;

-народная хореография (танцы, хороводы)

-музыкально – фольклорные игры;

-игра на народных музыкальных инструментах.

Остановимся подробнее на каждом разделе.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к мордовской культуре и традициям Аннотация: в статье раскрывается сущность и понятие патриотического воспитания детей, выделяются основные направления патриотического воспитания,.

Приобщение дошкольников к культуре, искусству и традициям русского народа посредством различных видов деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка».

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к праздничной культуре русского народа как основа эстетического восприятия «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как.

Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народаРусские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа Семинар - практикум Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа». Цель:.

Конспект урока «Русский язык — язык русского народа». 6 класс Тип урока: вводный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных.

Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям башкирского народа» В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского.

Методическая разработка плана самообразования «Развитие речи дошкольников через русский фольклор» (средняя группа) План самообразования "Развитие речи дошкольников через русский народный фольклор". Средняя группа. План работы по теме самообразования 1.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное.

Педагогический опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям» В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим.

Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР. Арутюнян Армине Эрнестовна (a-armine-e@yandex.ru).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Приобщение к традициям и укладу русского народа через русский фольклор»
Опубликовано: 5 декабря 2018 в 21:27
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД