Приложение МААМ

Специфика трудностей социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Наталья Шмакова
Специфика трудностей социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении многих веков в обыденном сознании людей складывалось представление о слепом человеке, как о глубоко ущербной и неполно-ценной личности. Слепым людям приписывались разнообразные отрица-тельные личностные свойства, такие как гипертрофированные биологические потребности, дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных черт характера и прочие. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушение зрения.

Публикация «Специфика трудностей социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах

Наряду с подобными воззрениями имели место и прямо противоположные концепции, утверждавшие абсолютную независимость личности и её устойчивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты человека с внешним миром, способствует его самопознанию и самосовершенствованию (24).

А. А. Крогиус, рассматривая влияние слепоты на психологическое развитие, писал: «Она кладёт глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может взывать самые разнообразные реакции так и слепота привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой».

Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера (18). Однако при правильной организации воспитания и обучения слепого и слабовидящего ребёнка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, провоцирует у слепых и слабовидящих возникновение своеобразных социальных установок и ориентиров.

Нарушение или ограничение соц. контактов влечёт за собой целый ряд осложнений в формировании личности у слепорождённых и рано утратив-ших зрение. В зрелом возрасте при потере зрения могут появляться негативные характерологические особенности, связанные с переживаниями по поводу болезни и потери самостоятельности, затруднений в смене вида деятельности, бытовых неудобств и др.

У детей потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активных позиций, снижению уровня самостоятельности, (23, 27) появлению замкнутости, необщительности. При сверхопеке со стороны взрослых наблюдается снижение устремлений ребёнка к самопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем осложнений в формировании личности.

Недостаточность информации об окружающем мире снижает познава-тельный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток соц. опыта, искажённые отношения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямства, снижению любознательности.

Уменьшение контактов с окружающими приводят к замкнутости, необ-щительности, уходу ребёнка в свой внутренний мир. Иногда у слепого или слабовидящего ребёнка развиваются привычки - покачивание, надавливание на глаза, щёлканье пальцами. Эти привычки могут не только раздражать окружающих, но и расстраивать, даже серьёзно беспокоить. Подобные негативные проявления могут сопровождать поведение незрячих во взрослом состоянии, если своевременно не будет оказана соответствующая коррекционная помощь. Чаще всего указанные своеобразия личности детей со зрительными дефектами обусловлены двумя причинами: недостатками чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового, отсутствием соответствующих условий воспитания, ограничение в деятельности, отрицательные попытки наладить контакты со зрячими.

В формировании основных свойств личности играют важную роль соц. факторы, эффективность которых зависит от их адекватности, степени и времени возникновения дефекта. Создание соответствующих условий и содержания воспитания и обучения, вовлечение ребёнка в жизненные ситуации на основе формирования у него социально-адаптивных коррекционно-компенсаторных способов ориентации приводит к стабилизации формирования различных видов деятельности. В этом случае уровень сформированности личности определяется характером соц. воздействий, в первую очередь, всего воспитания и обучения, а не наличием или отсутствием зрительной патологии. Другими словами - нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием для формирования всесторонне развитой личности. И всё же необходимо помнить, что отсутствие зрения или глубокое его нарушение существенно изменяют жизнь детей, затрудняют их взаимодействие с окружающей действительностью, снижают их жизненною позицию и активность.

Снижение познавательной активности особенно ярко проявляется в прсдшкольном и дошкольном возрасте, главным образом в снижении ориентировочно-поисковой деятельности. Это снижение познавательной эготенции вызвано недостаточной стимуляцией извне. Одним из факторов снижения активности слепых и слабовидящих являются отрицательные эмоциональные состояния из-за фрустраций (выпадения из действительности, отрыв от неё, которые обусловлены неадекватной самооценкой и трудностями выполнения различных социальных функций.

Не менее серьёзным препятствием для самопроявления наблюдаются у слепых и слабовидящих в общении с окружающими людьми. Зрительные дефекты в зависимости от глубины и времени их проявления могут препятствовать формированию и развитию активной жизненной позиции, стремлению и достижению результатов в деятельности. Вначале, в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в социуме складываются трудно и зависят чаще от состояния зрительной ориентировки. При этом слепые оказываются в наиболее неблагоприятном положении. Они имеют меньшую возможность выбора контактов, находятся в положении изолированности, меньшей мобильности и коммуникативности. Это положение в большей степени может изменить взрослый (воспитатель или психолог, который создаёт условия для общения детей.

Болезненность реакций личности при возникновении трудностей кон-такта, практического выполнения действий, ведёт к повышенной раздражительности, неадекватности реакций, некоторому безразличию к окружению, инертности и пассивности. Все эти негативные проявления могут быть сняты в условиях своевременной и соответствующей коррекционно-компенсаторной помощи детям с патологией зрения (10, 24, 26, 31).

Проживая длительное время в условиях замкнутого пространства (чаще это специальный детский сад или школа-интернат) незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Цели и задачи специальных детских садов зачастую сужаются до интенсификации интеллектуального развития. По свидетельству специалистов выпускники дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида испытывают большое количество психологических проблем и трудностей, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей.

Понятие интеграция в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми (12). Закрытость и отгороженность специальных образовательных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных образовательных учреждений, но и неосведомлённость общества в реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушением зрения (11, 22).

Л. В. Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся соци-альной среде, пишет: «В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности» (14). Первая фаза становления личности, в соответствии с концепцией А. В. Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности и обозначается как фаза адаптации. Вторая фаза, обозначающаяся как фаза индивидуализации обусловлена обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе и неудовлетворенной на первой этапе потребностью индивида в максимальной персонализации.

Третья фаза обозначается А. В. Петровским как фаза интеграции. «В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значительные «вклады» в жизнь группы».В соответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в её важнейших проявлениях и качествах. Таким образом, если человеку не удаётся преодолеть трудности первого, адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут формироваться качества конформности, зависимости, безынициативности, появиться робость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

Таким образом успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с нарушениями зрения в общество.

Публикации по теме:

Доклад «Посеешь привычку, пожнешь характер» Доклад на родительское собрание по теме: «Посеешь привычку, пожнешь характер». С тех пор как вертится земля, С тех пор, как мир летит в.

Консультация для родителей: «Вредные привычки у детей дошкольного возраста». Дурные (вредные) привычки у детей встречаются довольно часто. Недаром возраст 2,5-5,5 лет называют "трудным", "периодом неуравновешенности",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика трудностей социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 29 августа 2014 в 21:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика трудностей социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шмакова (УИ 193933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД