Лиана Юн
Консультация «Воспитание компетентности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание компетентности у дошкольников»
Цель: стимулирование активности, повышение профессионализма и успешности педагогов в решении задач формирования социальной компетентности дошкольников
Задачи:
1. Рассмотреть актуальность проблемы и теоретические аспекты формирования социальной компетентности современных дошкольников
2. Определить роль педагога в формировании социальной компетентности дошкольника
Публикация «Консультация „Воспитание компетентности у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Выявить ключевые направления работы по ОО «Социальнокоммуникативное развитие» и объем знаний педагогов по данному направлению работы
4. Выяснить значение взаимодействия дошкольников с социумом в рамках формирования социальной компетентности
5. Озвучить современные образовательные технологии формирования социальной компетентности дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
Социальная компетентность ребенка – это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество. Исходя из определения, возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетенции у каждого члена общества, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно-содержательных и методических аспектов по теме формирования социальной компетенции в дошкольных учреждениях.
Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает 4 компонента: - мотивационный, это потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка взрослых и сверстников; - когнитивный, или познавательный, это наличие представлений об окружающем мире, осознание себя и своего места в обществе; - эмоциональный, это умение понимать и выражать свои чувства и эмоции и правильно реагировать на чувства и эмоции других людей; - поведенческий, или собственно коммуникативный, это эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе. Процесс формирования социальной компетентности личности закладывается в семье, продолжается в дошкольных образовательных учреждениях, школе, вузе, и разворачивается последовательно на протяжении всей жизни человека. В отечественной педагогике интерес к понятию социальной компетентности возрос при актуализации вопроса о качестве образования, о личностных качествах обучающегося. Данный феномен рассматривается как совокупность различных видов готовности к определенным видам деятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к выполнению гражданских функций и совершенствованию того общества, в котором ему предстоит жить; к творческой деятельности; к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья; осознанию необходимости развиваться и учиться всю жизнь.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутриличностных социальных позиций. Накапливание ребенком необходимого социального опыта самостоятельно и под руководством взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позже – готовности к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя пути развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Таким образом, социальная компетентность дошкольника подразумевает знания, умения и навыки, достаточные для выполнения обязательств, присущих данному жизненному периоду. Концептом слова компетентность является наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в определенной предметной области. три компонента ее структуры, которые мы будем использовать:
1. Компонент, связанный с целеполаганием.
2. Компонент, связанный с ориентацией на другого.
3. Компонент, связанный с социальной мобильностью и активностью человека.
Формирование социальной компетентности происходит на всех этапах развития личности, и каждый следующий этап взросления в своей основе имеет предыдущий.
Первым звеном формирования социальной компетентности ребенка является его семья и близкое окружение. Пример родителей важен для ребенка. Это во многом определяет его жизненные ценности и приоритеты.
Второе звено – это дошкольное учреждение. Ребенок-дошкольник много времени проводит в тесном контакте с воспитателем.
По мнению Л. С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной деятельности со взрослым. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками. Группа сверстников для ребенка является источником многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивают основу позитивной самореализации развивающейся личности. Отношения ребенка с группой сверстников опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум. Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, его саморазвития, самовыражения и творчества. Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. Если обобщить, то можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа – Я. Следует обратить внимание ребенка на самого себя: кто я, какой я, мой организм, мои возможности, чувства, мысли, умения, поступки.
Процесс самовоспитания, самосовершенствования только постепенно становится для ребенка привлекательным. Содержание ключевых компетентностей, соответствующих целевым ориентирам ФГОС ДО включает в себя социально-коммуникативную компетентность, как необходимую составляющую каждого этапа развития личности. Сущность социально-коммуникативной компетентности наиболее полно раскрывается через рассмотрение понятий: «социальная компетентность» и «коммуникативная компетентность». Мы рассматриваем социально-коммуникативную компетентность как комплекс характеристик и умений личности, которые позволяют гармонично взаимодействовать с людьми, посредством установления контактов и организации коммуникаций, обуславливающих стремление получать необходимую информацию в процессе общения, проговаривать свою точку зрения, уважительно относясь к ценностям и интересам окружающих, продуктивно взаимодействовать с обществом при решении различных задач. Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений: понимание эмоционального состояния сверстника, взрослого; получение необходимой информации в общении; выслушать другого человека и с уважением относиться к его мнению и интересам; ведение простого диалога со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать свое мнение; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; принимать участие в коллективных делах; уважительное отношение к окружающему социуму; принимать и оказывать помощь; не ссориться и спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. К пяти годам дети могут четко разделять что хорошо, а что плохо, могут оценивать свои поступки и поступки окружающих, поведение литературных героев, выражая при этом свое отношение к данным поступкам. Формируется отрицательное отношение к фактам нарушения норм и одобрение к соблюдению норм. Это отношение может быть четко выраженным и осознанным, эмоционально окрашенным, положительным или отрицательным. По отношению к сверстникам у дошкольника формируется установка на сотрудничество, дети овладевают навыками совместной деятельности и понимают ее преимущества. Изменяется отношение к взрослому, как к авторитетному советчику. Одним из основных факторов формирования социальнокоммуникативной компетентности у дошкольников является социальнопедагогическая среда ДОУ, которая является условием реализации потребностей ребенка, формирующей его как личность.
Организация социально-педагогической среды дошкольного образовательного учреждения, с учетом ФГОС ДО, должна быть построена на основе создания условий наиболее эффективного развития личности каждого ребенка. Можно сделать вывод, что наиболее важными условиями формирования социальной компетентности детей для его адаптации на следующей ступени обучения, как минимум, и адаптации в социуме являются: - продуманная специально созданная и поддерживаемая социокультурная предметно-пространственная развивающая среда, создающая возможности для ребенка реализовать свои возможности; - значимый взрослый, готовый осуществлять взаимодействие с детьми и организовать образовательный процесс на принципах гуманистической педагогики.