Малясова Елена Александровна
Консультация «Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи - это недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям, страдает связная речь.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
Публикация «Консультация „Организация работы по обучению и воспитанию детей с ОНР“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Срок обучения в логопедической группе два года, в течении, которых идет длительная работа по устранению и коррекции всех недостатков речи.
На первом году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Поэтому группа делится на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий:
- занятия по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи;
- занятия по формированию звукопроизношения.
В течении первых двух недель сентября (примерно до 15 сентября) логопед обследует каждого ребенка индивидуально. В своем кабинете, используя дидактические игры и упражнения.
Логопедическое обследование позволяет:
- установить характер речевого и сопутствующих ему нарушений;
- определить степень выраженности всех нарушений;
- выбрать самые эффективные пути коррекции;
- предвидеть возможные интеллектуальные и психологические перегрузки.
Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В первом периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи проводится два раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения проводится только индивидуально.
Во втором периоде обучения речевые возможности детей возрастают : фронтальные занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развития связной речи проводятся три раза в неделю, а занятия по формированию звукопроизношения - один раз.
В третьем периоде обучения фронтальные занятия проводятся пять раз в неделю: три раза занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи и два раза по формированию звукопроизношения.
Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения). Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
Основными задачами этих занятий являются:
1. Развитие понимания речи; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения.
2. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Обучение детей самостоятельному высказыванию, умению в логической последовательности пересказать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказы-описания.
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики.
Логопеду следует четко:
- определить тему и цель занятий;
- выделить предметный и глагольный словарь; словарь признаков;
- отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей; обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и сформировать цель каждого этапа; обеспечить постепенное усложнение речевых заданий; включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.
Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. В каждом занятии предусматриваются упражнения по развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками анализа и синтеза.
Фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий.
Особое значение следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятий.
Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения. Этому способствуют четкая система подбора вопросов, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей.
При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
В процессе работы у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны различные варианты исправления ошибок:
а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;
б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;
в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;
г) повторить ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.
Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону самого логопеда. Строгий режим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушённая пространными объяснениями и примерами логопеда, являются необходимым условием эффективности каждого занятия.
Воспитатель во второй половине дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению и дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического слуха.
Для достижения максимального эффекта в обучении детей с ОНР необходимо придерживаться принципа комплексного подхода в обучении, то есть требуется совместная, слаженная работа логопеда и воспитателя группы.
Литература:
1. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Москва. Издательство «Альфа», 1993.
2. «Дети с общим недоразвитием речи». Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва. «Гном-Пресс», 1999.