Получи документы

Консультация «Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками»

Екатерина Яковлева
Консультация «Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Публикация «Консультация „Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками“» размещена в разделах

Пространство — это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность. Основу ориентировки составляют ощущения, которые возникают на основе движения (в частности осязательные и двигательные, и восприятия.

В первую очередь, следует отметить определенные особенности ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

1. Начиная с первых месяцев жизни ребенка привлекают не просто яркие, блестящие предметы, а прежде всего предметы двигающиеся (исследования Б. Г. Ананьева).

2. Уже начиная с 3 мес. особую роль в развитии зрительного восприятия пространства играет звук и слуховые ориентировочные реакции.

3. В раннем детстве ребенок ориентируется в пространстве благодаря чувственной системе отсчета. В дошкольном – овладевает словесной системой отсчета на основании пространственных направлений.

4. Сначала ребенок воспринимает окружающие его предметы, которые находятся в горизонтальном положении.

5. Особое значение в познании пространства имеет связь между развитием ходьбы, являющейся «дробным анализатором» и развитием восприятия пространства в раннем детстве (И. М. Сеченов).

6. Различаемые направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела. Так, упорядочиваются связи типа: вверху - где голова. Внизу - где ноги, впереди - где лицо. Сзади - где спина. Направо - там, где правая рука, налево - где левая.

7. Основной побудительной силой развития сложного системного механизма восприятия пространства является взаимодействие двух сигнальных систем и постепенный переход к ведущей роли второй сигнальной системы — слова.

8. Именно игровая деятельность ребенка обогащает зрительное усвоение пространства : познание глубины пространственных отношений, пропорций предметов.

9. Процесс формирования пространственных представлений у дошкольников определяется характером жизненного опыта ребенка и его отношением к действительности (М. В. Вовчик-Блакитная).

10. Понятия «вправо», «влево», «справа», «слева» связаны сначала с движением рук, фиксацией взгляда, поворотом корпуса.

11. В каждой паре пространственных обозначений ребенком сначала усваивается только одно из них, а именно: сверху, под, справа, сзади, посередине, один за другим (Т. А. Мусейибова).

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что существует 3 вида ориентировки в пространстве : на себе, относительно себя, относительно других объектов, причем, каждый вид основывается на предыдущем.

Е. И. Щербакова отмечает, что согласно делению М. В. Вовчик-Блакитной, развитие пространственных ориентировок проходит в 3 этапа :

1. Анализ и синтез пространственных признаков и отношений предметов должен опираться на комплекс практических действий. Двигаясь, меняя положение корпуса, головы, рук, ребенок контролирует все с помощью зрения («практическое примеривание»). Речь на этом этапе не играет решающей роли.

2. Детям уже доступно речевое обозначение выделенных пространственных признаков. По-прежнему не могут определять направление предмета относительно другого человека или предмета.

3. Формируются более обобщенные представления о пространстве, умения определять направления не только относительно себя, но и относительно другого человека или предмета.

Несомненно, что дошкольный возраст является очень важным периодом с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. От того, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка, во многом зависит его будущее. И своевременное формирование пространственных функций для детского развития представляет исключительную значимость.

Публикации по теме:

«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника «Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника» Детство – это летний ветер, Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детско-родительская встреча. Развитие у детей мелкой моторики руки и пространственного восприятия Конспект детско-родительской встречи в комплексной социально-реабилитационной программе детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры для развития чувственного восприятия 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: формировать представления детей о питании животных. Закреплять знания об овощах и фруктах.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей» (средняя группа)Консультация для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей» (средняя группа) Посёлок Плесецк МБДОУ детский сад «Чебурашка», муз. рук. Фуртикова Л. В. Цель: Оказать помощь родителям в правильном подходе к эмоционально.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности,.

Консультация «Основные особенности сюжетно-ролевой игры» .

Этапы развития театральной деятельности для детей дошкольного возраста Этапы развития театральной деятельности для детей дошкольного возраста. Занятия по театральному искусству учат понимать и создавать прекрасное,.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. - Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками»
Опубликовано: 31 июля 2016 в 12:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Яковлева (УИ 123116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД