Екатерина Яковлева
Консультация «Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Публикация «Консультация „Основные этапы развития пространственного восприятия дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пространство — это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность. Основу ориентировки составляют ощущения, которые возникают на основе движения (в частности осязательные и двигательные, и восприятия.
В первую очередь, следует отметить определенные особенности ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
1. Начиная с первых месяцев жизни ребенка привлекают не просто яркие, блестящие предметы, а прежде всего предметы двигающиеся (исследования Б. Г. Ананьева).
2. Уже начиная с 3 мес. особую роль в развитии зрительного восприятия пространства играет звук и слуховые ориентировочные реакции.
3. В раннем детстве ребенок ориентируется в пространстве благодаря чувственной системе отсчета. В дошкольном – овладевает словесной системой отсчета на основании пространственных направлений.
4. Сначала ребенок воспринимает окружающие его предметы, которые находятся в горизонтальном положении.
5. Особое значение в познании пространства имеет связь между развитием ходьбы, являющейся «дробным анализатором» и развитием восприятия пространства в раннем детстве (И. М. Сеченов).
6. Различаемые направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела. Так, упорядочиваются связи типа: вверху - где голова. Внизу - где ноги, впереди - где лицо. Сзади - где спина. Направо - там, где правая рука, налево - где левая.
7. Основной побудительной силой развития сложного системного механизма восприятия пространства является взаимодействие двух сигнальных систем и постепенный переход к ведущей роли второй сигнальной системы — слова.
8. Именно игровая деятельность ребенка обогащает зрительное усвоение пространства : познание глубины пространственных отношений, пропорций предметов.
9. Процесс формирования пространственных представлений у дошкольников определяется характером жизненного опыта ребенка и его отношением к действительности (М. В. Вовчик-Блакитная).
10. Понятия «вправо», «влево», «справа», «слева» связаны сначала с движением рук, фиксацией взгляда, поворотом корпуса.
11. В каждой паре пространственных обозначений ребенком сначала усваивается только одно из них, а именно: сверху, под, справа, сзади, посередине, один за другим (Т. А. Мусейибова).
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что существует 3 вида ориентировки в пространстве : на себе, относительно себя, относительно других объектов, причем, каждый вид основывается на предыдущем.
Е. И. Щербакова отмечает, что согласно делению М. В. Вовчик-Блакитной, развитие пространственных ориентировок проходит в 3 этапа :
1. Анализ и синтез пространственных признаков и отношений предметов должен опираться на комплекс практических действий. Двигаясь, меняя положение корпуса, головы, рук, ребенок контролирует все с помощью зрения («практическое примеривание»). Речь на этом этапе не играет решающей роли.
2. Детям уже доступно речевое обозначение выделенных пространственных признаков. По-прежнему не могут определять направление предмета относительно другого человека или предмета.
3. Формируются более обобщенные представления о пространстве, умения определять направления не только относительно себя, но и относительно другого человека или предмета.
Несомненно, что дошкольный возраст является очень важным периодом с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. От того, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка, во многом зависит его будущее. И своевременное формирование пространственных функций для детского развития представляет исключительную значимость.