Папки-передвижки

Консультация педагога-психолога для воспитателей «Страх и тревожность в дошкольном возрасте»

Анна Решетова
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Страх и тревожность в дошкольном возрасте»

Консультация для воспитателей

«Страх и тревожность в дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст - это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека и это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера. Одной из характерных особенностей дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы.

Публикация «Консультация педагога-психолога для воспитателей „Страх и тревожность в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.

Психическое здоровье - фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, ведут к невротизации, появлению страха и тревоги.

Страхи у детей – сложная проблема. Огромная роль здесь, конечно, принадлежит инстинкту самосохранения. Поэтому ребенок пугается при непонятном звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в новом обличье. Страхи нередко порождает боль. Отсюда страх высоты у падавших детей. Врожденный, идущий от инстинкта самосохранения страх потери матери – из него проистекает страх одиночества. Кроме того, ребенок одушевляет природу – в сказках для него и животные, и растения, и вымышленные персонажи любят и ненавидят. Отсюда страхи темноты, леса, сказочных героев. Страх является наиболее опасной из всех эмоций.

Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. Следует помнить об относительно ведущей роли тревоги или страха - они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение, как тревоги, так и страха.

Страхи могут иметь разные причины. Исследования показывают, что девочки им подвержены больше мальчиков. Одновременно мальчики, воспитывающиеся в неполных семьях, куда больше подвластны страхам, чем те, кто воспитывается в полной семье. Огромное количество страхов испытывают дети родителей, которые постоянно ссорятся между собой. Ребенок видит, что не способен повлиять на конфликт и начинает чувствовать свою полную беспомощность. Девочки, будучи более эмоциональными, сильнее восприимчивы к конфликтным ситуациям. Страхи детей способны вырасти и из страхов их родителей. Если мама очень боится за своего ребенка, то он невольно перенимает ее опасения и начинает бояться всего вокруг.

Зачастую, родители, не думая о последствиях и желая утихомирить ребенка, сами запугивают его. «Не съешь кашу – позову Бабу Ягу», «не будешь слушаться – отдам тебя плохой тете», и тому подобное. Страхи могут возникнуть как подражание кому-нибудь из сверстников. Бывает, что дети придумывают целые истории, связанные с собственными страхами – в данном случае это такая разновидность игры, детские страшилки. Отдельно нужно отметить страхи, возникшие после реально пережитой опасности – травма или нападение. Подобные фобии требуют еще более пристального внимания родителей и педагогов.

Тревога имеет своим мотивом предвосхищение неприятности и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих.

Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:

1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее;

2) тревога- скорее предчувствие, а страх - чувство опасности;

3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх - флегматическим темпераментом;

4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;

5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт;

6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный, а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен;

7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.

Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают переходных состояний.

Источником развития тревожности можно считать социальное окружение, а именно родителей как первых людей, с которыми взаимодействует ребенок.

Причиной возникновения тревоги может быть внутренний конфликт, противоречивость стремлений человека, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные не реализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Первые страхи мы испытываем еще в младенческом возрасте.

Ведущим страхом дошкольного возраста является страх смерти, для некоторых, это: страх животных (сказочных, страх глубины, страшных снов, страх огня, страх болезни.

Боязнь таких сказочных образов, как Баба Яга и Бармалей, в известной мере могут отражать страх отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в таком возрасте чувств любви и сочувствия. При участии родителей в играх подобные страхи быстро уходят, если ребенок сам распределяет роли. Они преодолеваются при условии поддержки со стороны родителей, отсутствия у них тревожности.

О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне «страшных снов», боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).

Появление страха смерти означает появление постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед Кощеем Бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал «простым смертным» в представлении детей и потому перестал их пугать.

Кроме возрастных существуют невротические страхи. Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными.

Психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога-психолога и воспитателя- создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.

Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста. Организация комплексного подхода - психолого-педагогического, наполнение его определенным содержанием, знанием теорий, умениями осуществлять психолого-педагогическую поддержку дошкольников, способствует решению определенных задач, направленных на снижение высокого уровня тревожности у старших дошкольников, помощь ребёнку в становлении уверенности и самостоятельности, обучение детей конструктивному взаимодействию с окружающим миром и приобретение навыков социально приемлемых способов поведения.

Следует организовать деятельностный подход - «ориентацию не на объект, а на работу с ним», «организовать сотрудничество с ребёнком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений». Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребёнка, его духовных и познавательных потребностей.

Профилактикой страхов должны стать воспитание уверенного в себе и самостоятельного маленького человека, знающего то, что положено ему знать об опасностях и угрозах, но относящегося к этому отважно. Ребенок не должен наблюдать то, что ему не по возрасту: неблагоприятный финал болезни, трагические происшествия, смерть, похороны. Детей всё же лучше оставлять в их детском мире.

Если страх мучает ребенка, его можно изжить раскрытием в рисунке. Ведь все, что волнует детей, интуитивно находит отражение в их творчестве. В нем они борются со страхами. Так, ребенок рисует чудовищ смешными и безопасными, а себя рядом с ними изображает вооруженным и смелым. В результате объекты страха теряют свою угрожающую суть. Игра – отличная психотерапия. В ней, как и в древних обрядах, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное. Взрослые, играя с ребенком, при необходимости останавливают действие и обсуждают ситуацию, вызывающую страх.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Страх и тревожность в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 15:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД