Приложение МААМ

Консультация-практикум для педагогов «Алгоритмы выполнения логических приемов мышления»

Ольга Литовкина
Консультация-практикум для педагогов «Алгоритмы выполнения логических приемов мышления»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Добренькая Г. В., воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области"

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности ребенка, в частности в ее познавательной сфере. Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами.

Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Алгоритмы выполнения логических приемов мышления“» размещена в разделах

Для организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления, что в свою очередь предполагает использование максимально приближенных к основной де-ятельности дошкольника методов и средств обучения, в том числе зани-мательных задач и развивающих игр. Они способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, а в целом - формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают дидактические игры, упражнения, словесные игры, ребусы, различные головоломки.

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов по работе с детьми на развитие логического мышления и обогащение словаря.

Оборудование: Игры на логическое мышление, алгоритмы выполнения логических приемов мышления (схемы).

Консультация - практикум проводится для педагогов детского сада.

Количество часов – 20 минут.

Форма проведения – 1. консультация; 2. практическое занятие

Конечный результат – использование педагогами практических рекомендаций воспитателя в работе с детьми.

Алгоритмы выполнения логических приёмов мышления.

В дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Словесно – логическое мышление – вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

Словесно – логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, оно предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. В среднем дошкольном возрасте можно обнаружить способность использовать словесные рассуждения при решении ребёнком логических задач. Но наблюдается другое – к концу дошкольного возраста, т. е. к шести годам, многие дети не владеют логикой, не умеют логично рассуждать.

Развитие словесно – логического мышления у детей проходит в два этапа.

1 этап - ребёнок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач.

2 этап – дети познают систему понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений

Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

Анализ – это логический прием, состоящий из мысленного расчленения предмета на отдельные части или выделение признаков предмета.

Синтез – это обратный логический прием, мысленное соединение в единое целое частей, признаков предмета, полученных в процессе анализа

.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ АНАЛИЗА :

1. Характеристика предметов в целом (кто это, для чего сделано, где используется);

2. Выделение частей предметов и их признаков.

3. Выделение деталей в каждой части и признаков деталей:

а) цвет, форма, размер, материал, назначение, количество, пространственное расположение.

б) зрительный синтез

(покажи, из каких частей можно сделать домик)

4. Анализ предмета по представлению (например, расскажи о корове (без картинки, загадывание и разгадывание загадок.

4. Умственный анализ и синтез – анализ и синтез понятий (без наглядности, например: расскажи о квадрате (анализ).

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ :

1. Выбери признак, по которому будешь раскладывать предметы на группы;

2. Разложи предметы на группы

3. Дай название каждой группе (например, деревья – хвойные и лиственные)

Осуществление приемов классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ.

1. Выбрать конкретный объект.

2. Относи объект к заданному взрослым классу (например, тарелку - к классу «посуды»)

3. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (например, черешня, вишня – группа «черешни»).

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ СРАВНЕНИЯ :

1. Назови признак, по которому сравниваешь предметы;

2. Назови или покажи, как этот признак проявляется в этом предмете.

3. Сделай вывод: одинаковы или различны предметы по данному признаку.

4. При сравнении по величине уточним, какой предмет больше по данному признаку, какой меньше и т. д.

Систематизация – умение располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в сериации и классификации объектов.

Сериация - это упорядочивание объективно степени интенсивности одного или нескольких признаков

.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ :

1. Найти закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду.

2. Проанализировать каждый объект, включенный в ряд,

3. Найти признак, по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего

4. Упорядочивать объекты ряда.

.

Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой ребенок эмоционально и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В играх развивается мышление, расширяется опыт ребенка, обогащается словарь.

ИГРА «УЮТНЫЙ ДОМИК» (сравнение)

Цель: Развивать речь, внимание, воображение, логическое мышление, умение самостоятельно рассуждать сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и в обще, устанавливать закономерность.

Ход игры. Дети должны прицепить вагончики к паровозу, объединяя их по признаку.

Посуда – чашка, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник.

Одежда – юбка, платья, рубашка, брюки, куртка.

Обувь - кроссовки, туфли, сапоги, тапочки, ботинки

Мебель – кровать, диван, стул, стол, шкаф.

Игрушки – кубик, кукла, юла. Машина, мяч.

ИГРА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (сравнение)

Ход игры :Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком — «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить, и т. д.

ИГРА «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?» (сравнение)

Цель игры: развивать умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Ход игры: Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.

Тетрадь и книга,

Клюшка и ракетка,

Рыбы и птицы,

Море и океан,

Человек и обезьяна.

Например:

• Платье и кроссовки,

• Роза и тюльпан,

• Заяц и волк,

• Сосна и каштан,

• Холодильник и пылесос,

• Самолет и птица… Кукла и девочка…

• Река и озеро… Солнце и луна…

• Туча и облако… Книга и альбом…

• Трамвай и метро… Зонт и крыша…

• Компьютер и телевизор… Велосипед и автобус…

• Кастрюля и сковородка… Коляска и санки…

• Столб и дерево… Нож и ножницы…

• Ваза и банка… Платье и сарафан…

• Шкаф и тумбочка… Топор и молоток…

• Гвоздь и шуруп… Вилка и грабли…

• Дом и теплица… Будка и клетка…

• Половник и ложка… Наволочка и пододеяльник…

Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств) отличия и сходства.

Если вы проводите игру с группой детей, можно предложить им называть сходные и отличительные признаки объектов по очереди. Кто не может назвать ни одного нового признака, пропускает ход

ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» (обобщение)

Цель: учить детей обобщать предметы.

Ход игры: Игра словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующих групп слов, не требуется:

• молоток, пила, рубанок — ". (столярные инструменты);

• суп, каша, котлета —. (еда);

• компот, сок, чай —. (напитки);

• рояль, скрипка, волынка —. (музыкальные инструменты);

• орел, коршун, сокол —. (хищные птицы);

• сосна, кедр, ель —. (деревья хвойные);

• коньки, лыжи, ракетка —. (спортивный инвентарь);

• тюлень, морской котик, морж —. (морские животные);

• акула, меч-рыба, ставрида —. (морские рыбы);

• кастрюля, половник, сковорода —. (металлическая посуда);

• Украина, Германия, Россия —. (страны,

• запад, восток, север —. (стороны света);

• Муравейник – нора – логово – берлога …

• Глина – шерсть – дерево – пластмасса …

• Дирижер – шофер – воспитатель – портниха …

• Серьги – браслет – цепочка – кулон …

• Волейбол – баскетбол – футбол – водное поло …

• Клюв – перья – крылья – коготки …

• Есть – спать – учиться – гулять …

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!» (классификация)

Цель игры: учить детей классифицировать предметы, схожие каким-либо признаком.

Оборудование: картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).

Ход занятия. Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае затруднения педагог дает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т. д. После того как ребенок разложит все картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой - мебели, а в третьей – транспорт.

ИГРА «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» (систематизация)

Цель игры: развить умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация).

Ход игры: На рисунке имеется несколько картинок, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов. Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т. д. Правильная последовательность картинок: 2-4-1-3. После того как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Рисунок «Голубь мира»Рисунок «Голубь мира» Конкурсная работа под названием "Голубь мира" для Всероссийского дистанционного конкурса творческих работ "Знаю! Помню! Горжусь!" Центра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум для педагогов «Алгоритмы выполнения логических приемов мышления»
Опубликовано: 27 мая 2014 в 20:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум для педагогов «Алгоритмы выполнения логических приемов мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Литовкина (УИ 123237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД