МААМ-картинки

Консультация-практикум для педагогов «Первые дни ребенка в детском саду»

Татьяна Богуславская
Консультация-практикум для педагогов «Первые дни ребенка в детском саду»

Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими взрослыми, и в первую очередь - с педагогами, так как именно они в это сложное время для малыша, привыкающего к новой обстановке, находятся в тесной связи и с родителями и с детьми.

Что такое адаптация?

Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Первые дни ребенка в детском саду“» размещена в разделах

Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт — эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.

4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три- пять месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане; повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Игровое упражнение «Продолжите фразу».

Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.

«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша, - это.»

«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно.»

После выполнения этого задания можно увидеть, насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и второму вопросу.

Игровая деятельность

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте - предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д.

Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не, только в садике, но и дома тоже, не давая возможности побыть самим собой.

Игровое упражнение «Подберите игру по темпераменту» :

Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники,

галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком - для меланхоликов, точечкой - для холериков».

1. Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»,

2. Подвижные игры.

3. Игра в мяч.

4. Раскрашивание картинок.

5. Веселые подвижные игры.

6. Танцы под веселую музыку.

7. Хороводы.

8. Игры с водой и песком.

9. Игры-эксперименты.

10. Пазл.

11. Игра с кеглями.

12. Конструкторы.

13. Мозаика.

14. Лепка.

15. Рассматривание иллюстраций и настольные игры.

16. Экспериментирование с красками.

17. Ритмичные танцы.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.

С ребенком сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

Раздаются памятки «Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента» и Картотека «игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наши первые дни в детском саду»Фотоотчет «Наши первые дни в детском саду» Время быстро пролетело, Для садика дитя созрело. Тебя поздравим с 1ым днем: Пусть интересно будет в нем! Пусть будут вкусными обеды,.

Фотозарисовка «Наши первые дни в детском саду» о жизни деток группы раннего возрастаФотозарисовка «Наши первые дни в детском саду» о жизни деток группы раннего возраста Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и гости странички! С новым учебным годом всех! (В мае месяце мы выпустили своих деток из стен детсада.

Консультация для педагогов «Проекты в детском саду» Жданова Светлана Васильевна старший воспитатель Введение - Добрый день, уважаемые педагоги! Одной из главных задач современной системы.

Консультация для родителей «Первые дни ребенка в детском саду» Здравствуй, детский сад! Первые дни ребенка в детском саду Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать,.

Консультация для родителей «Первые дни ребенка в детском саду. Советы родителям» Первые дни в детском саду очень важны. Именно от них зависит, какое отношение к садику сложится у ребенка. А это влияет на то, как часто.

Первые дни ребенка в детском саду Для ребенка важна первая прогулка. Прежде чем вести, ребенка на прогулку, проверьте, правильно ли он одет. Костюм должен соответствовать.

Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду» Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду» Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Театральная деятельность в детском саду — вопросы, проблемы и пути их разрешения» Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной.

Семинар-практикум «Первые дни ребенка в детском саду» Ханеева Ольга Юрьевна, Шонтыбаева Айжан Нурмухамбетовна. Психология детского сада "Карлыгаш" Медицинского Центра Управления Делами Президента.

Консультация «Первые дни в детском саду» Первые дни в детском саду. В первый день мама с ребенком приходит в группу детского сада. Воспитатель доброжелательно встречает малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум для педагогов «Первые дни ребенка в детском саду»
Опубликовано: 9 октября 2018 в 14:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД