Воробьева Надежда Васильевна
Консультация-практикум для родителей детей-инвалидов «Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум для родителей детей-инвалидов
Пояснительная записка.
Актуальность: соблюдая принцип равных возможностей и в соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на качественное образование, развитие и здравоохранение, независимо от их психофизических и личностных особенностей. Нарушение мелкой моторики отрицательно влияет на развитие продуктивной деятельности и навыков самообслуживания, речевое развитие. Это может вызвать проблему адаптации ребенка в кругу сверстников, и даже привести к возникновению негативного отношения к окружающим.
Публикация «Консультация-практикум для родителей детей-инвалидов „Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Направление: опыт вовлечения семьи ребенка с ОВЗ, посещающего детский сад во взаимодействие с образовательной организацией. Обмен опытом.
Цель: создать благоприятные условий для совместной работы воспитателя и родителей детей с ОВЗ, с учетом его индивидуальных особенностей.
Задачи реализации:
организация консультативной помощи семьям и детям с ОВЗ;
пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
заинтересовать родителей детей с ОВЗ возможностью заниматься с малышами в домашних условиях.
установление с родителями доверительных и партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Целевая группа: Родители детей с ОВЗ
Наш детский сад и наша группа имеют статус «комбинированного вида» - это означает, что нашу группу посещают обычные дети и дети с ОВЗ (Марина К. - синдром Дауна и Андрей М. - врожденная сложная синдактилия пальцев левой кисти с синостозом. Разгибательные контрактуры проксимальных межфаланговых суставов 2 и 4 пальцев левой кисти. Темповая задержка речевого развития) Воспитание и образование в такой группе имеют свои огромные преимущества:
благодаря возможности общения детей друг с другом, малыши с раннего возраста осознают и принимают, что все люди разные;
все малыши становятся более чуткими, внимательными к потребностям своих товарищей;
дети с особенностями развития, наблюдая за здоровыми ребятишками, лучше развиваются, что позволяет им сформироваться как личность;
применение в воспитательном процессе индивидуальных, адаптированных программ дает позитивные результаты.
В нашей группе созданы комфортные условия для полноценного роста и развития малышей с нормальным развитием, и для ребятишек с ОВЗ.
Дети развиваются в своем собственном ритме. Одни навыки могут опережать по срокам, другие отставать.
В начале учебного года, совместно с логопедом, мною было проведено обследование состояния мелкой моторики у всех детей группы.
Анализ обследования показал, что 53% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики,35%- средний уровень и 12% - развитие мелкой моторики с некоторыми нарушениями, в связи с особенностями физиологического развития малышей.
Современная действительность значительно упростила жизнь детей (где пуговицы и шнурки). Окружающая среда адаптирована под ребенка, а не наоборот. Мелкая моторика задействована когда мы рисуем, застегиваем пуговицы, перелистываем страницы книг и так далее. Формирование интеллекта невозможно без развитой мелкой моторики.
Чтобы мелкая моторика соответствовала возрасту, ее развитие можно ускорить используя различные игровые методики, которые я объединила в дополнительной образовательной программе «Умные пальчики», направленной на развитие ручной умелости дошкольников младшего возраста. Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ проводится ежедневно. Цели и задачи ДОП программы соответствуют как развитию обычных детей, так и детям с ОВЗ (отставание на 2-3 эпикризных срока) :
воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
воспитывать внимательность к выполнению заданий;
развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;
формировать познавательную активность и творческое воображение детей;
Основной вид деятельности детей - это игра, поэтому вся работа основана на использовании различных игр.
Пальчиковые игры относятся к здоровьезберегающим технологиям, они позволяют раскрыть способности ребенка, синхронизируют работу полушарий, улучшают координацию движений.
Во время пальчиковых игр ребенок получает всестороннее развитие: получает опыт коммуникации с окружающими, новые знания, овладевает умениями и навыками, отдыхает и развлекается. Развиваются также и психические процессы: память, воображение, мышление, речь и другие.
Вами были заполнены тематические анкеты «Развитие мелкой моторики». Проанализировав ваши ответы на вопросы, мной было выявлено, что недостаточно внимания уделяется пальчиковым играм с музыкальным сопровождением.
Пальчиковые игры с пением или музыкальным сопровождением являются неотъемлемой частью занятий кружка «Умные пальчики». Такие пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу обычных детей и малышей с ОВЗ.
Путем проб и ошибок было выявлено, что больше всего для занятий подходит методика Екатерины и Сергея Железновых, так как она очень эффективна.
Изначально эта программа была подготовительным курсом ребят 4-6 лет к поступлению в музыкальную школу, где они занимались с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах. В середине 90- х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей 3 лет. Тогда Железновы самостоятельно начали писать маленькие песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.
Музыкальный материал рассчитан на разный возраст, даже для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями. В возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, постарше могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.
Методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Главным отличием и преимуществом материала является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких. Веселая музыка, простые песенки, яркое исполнение, игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес. Ценность данной методики в том, что весь музыкальный материал можно использовать дома, для развивающих игр с ребенком. Для домашнего использования я рекомендую следующие разработки:
«Развивалочки от 1до 5 «10 мышек». Пальчиковые игры».
«Песенки Железновой для детей от 6 месяцев до 1 года».
«Песенки Железновой для детей от 1 года до 1,5 лет».
«Веселая гимнастика».
«Песенки Железновой для детей от 1,5 до 2-х лет».
«Веселая логоритмика».
«Игровой массаж по методике Сергея и Екатерины Железновых»
Начинать игровые упражнения с ребенком дома лучше всего с игрового массажа. Детям очень нравятся стихи и песенки для игрового массажа, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим. Пальчиковые и жестовые игры предполагают тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют теплые взаимоотношения, развивают мелкую моторику пальцев рук.
Предлагаю вашему вниманию особенно понравившиеся мне и нашим детям игры. Давайте превратимся в малышей и поиграем. Становитесь в круг. Выполним вместе следующие задания из альбома
Игра «Часики».
Игра «Передай мячик».
Игра «Похлопаем в ладоши».
Игра «Хлопаем-шлепаем».
Игра «Этот пальчик»
Какие вы все молодцы (родители садятся).
Для того чтобы игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
- хвалите вашего малыша, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него получаются только нечленораздельные звуки.
-играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью;
-выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа.
Я надеюсь, что вам пригодится мой опыт по проведению пальчиковых игр по методике Е. Железновой. Хочу поблагодарить вас за внимание и пожелать вам творческих успехов!
Подробную информацию вы можете найти на сайте «Музыка с мамой», также можно использовать видео уроки по методике Е. Железновой.
Дарите детям радость!
Спасибо за внимание.
Список литературы:
1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М. : Астрель, 2012.
– 50с.
2. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2005. - с. 76-78.
3. Кольцова М. Н., Рузина М. С., Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб. : Питер, -1998. – 192с.
4. Зажигина О. А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -СПб. ,Детство-Пресс 2013. 50с.
5. ««Музыкальная» методика Железновых» https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/muzykalnaya-metodika-zheleznovykh/ дата публикации 08.11.2017