Светлана Бутковская
Консультация для воспитателей и педагогов-психологов «Конфликты»
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов.
Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».
(3) КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ
Конструктивные конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Деструктивные конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Публикация «Консультация для воспитателей и педагогов-психологов „Конфликты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид.
Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами.
Межличностный конфликт - самый распространенный тип. Причина _- это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы.
Межгрупповой конфликт – это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между администрацией и профсоюзом, между работниками различных подразделений.
(4) Англ. социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта : “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
(5) Социально-психологические и межличностные причины конфликтов :
Значительные потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.
Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.
Непонимание администрацией, педагогами, что при обсуждении проблемы, несовпадение позиций может быть вызвано непринципиальным расхождением во взглядах на одно и то же.
Причиной конфликтов во взаимодействии администрации является различие в выборе или способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение: администратор сравнивает Ваши результаты с идеалом, а Вы с началом деятельности.
Психологическая несовместимость.
Межгрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение определенных членов коллектива.
Личностные причины конфликтов :
Оценка поведения другого, как недопустимого. Границы допустимого поведения бывают различными по отношению к разным партнерам (одному позволено, другому нет).
Низкий уровень социально-психологической компетентности.
Отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.
Недостаточная способность к эмпатии.
Завышенный или заниженный уровень притязаний.
Холерический тип темперамента.
(6) При анализе конфликта выделяют :
Инцидент – причина столкновения интересов, повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Объект конфликта Субъекты конфликта
предмет противодействия у участники конфликтного
участников конфликта взаимодействия
(7) ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Негативные
• Разрушение социальных систем
• Деформация отношений
• Истощение материальных и духовных ресурсов (в т. ч. и здоровья)
Позитивные
• Восстановление оптимального равновесия в отношениях
• Интеграция и стабилизация в деятельности
• Инновационная, переход к новому состоянию с новыми качественными и количественными параметрами.
(8) 5 основных стилей поведения в конфликте (по К. У. Томасу и Р. Х. Киллмену)
• Конкуренция - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
• Сотрудничество - выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
• Компромисс - выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
• Избежание, уклонение - уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
• Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
(9) Соперничество–«Акула»
Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне.
Данную стратегию может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Рекомендуется использовать:
• в том случае, если уверены в правильности своего решения данной ситуации;
• исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;
• решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;
• если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора;
• Вы находитесь в ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
• Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не может вызвать.
Недостатки – При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.
(10) Приспособление – «Плюшевый медведь»
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Рекомендуется использовать, когда:
• Вас не особенно волнует происходящее;
• Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;
• Лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
• Правда не на Вашей стороне;
• У Вас мало шансов победить.
Недостатки – Вы уступили. Решение откладывается
(11) Уклонение – «Черепаха»
Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Недостатки – Переход конфликта в скрытую форму.
(12) Компромисс – «Лиса»
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
Рекомендуется использовать, когда:
• необходимо найти наиболее быстрое и экономичное решение;
• Вас может устроить временное решение;
• другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;
• компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.
• обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
• компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Недостатки
Нет резерва времени.
Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.
(13) Сотрудничество («Сова»)
Человек-"сова" открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидают ответного сотрудничества.
Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
Рекомендуется использовать, когда:
• необходимо найти общее решение;
• у Вас длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
• основной целью является приобретение совместного опыта работы;
• стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
• обе стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.
Недостатки
Временные и энергетические затраты. Не гарантированность.
(15) РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.
(17) Этикет конфликта
1. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях.
2. Не старайтесь победить в споре. Помните: конфликты не побеждают, их улаживают.
3. В споре рождается истина, если вдруг оказалось, что вы не правы, достойно признайте это.
4. Если не удается договориться, обратитесь к третьей стороне.
5. Помните: устранить конфликт нельзя, надо учиться им управлять!
6. Важные афоризмы: «Если приходится общаться с невыносимыми людьми – радуйтесь, что Вы не такой!», «Вам никто ничего не должен!»
(18) Как же вести себя с конфликтной личностью?
• Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом.
• Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
• Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
• При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится.
(19) Существуют определенные правила поведения для конфликтных людей
(20) 10 правил решения конфликтов в общении с людьми
1. Научись гасить эмоции.
2. Не накручивай себя.
3. Правильно выбирай время для серьезного разговора.
4. Анализируй ситуацию и ищи причину, а не борись со следствиями.
5. Конфликтовать нужно только по конкретному случаю.
6. Не накапливай проблем. Не стоит за один раз обсуждать несколько наболевших проблем. Оптимальный вариант - одна проблема на один разговор
7. Не затаивай обиды и не культивируй в себе комплекс вины.
8. Не оскорбляй.
9. Воздержись от ироничных реплик и язвительных замечаний.
10. Не устраивай скандалов.
(21) Схема достойного выхода из конфликтной ситуации
1. Создание обстановки
• Выберите тихое место для разговора.
• Начните разговор без крика с заявления о положительных намерениях.
2. Обсуждение ситуации
• Используя технику активного слушания, дайте каждому возможность высказать свои чувства
• Обсуждайте проблему, а не друг друга.
3. Принятие решения
• Постарайтесь решить проблему так, чтобы вы почувствовали душевное облегчение
• Помните: лучшее разрешение конфликта – отношения «победитель-победитель»
(23) Важнейшее значение в предупреждении конфликтов имеет овладение приемами и привычками бесконфликтного общения. Так, А. Белкин с соавторами, дает следующие рекомендации по бесконфликтному общению
В минуты торжества над другим давайте ему возможность» спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством.
Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.