Татьяна Царева
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России». Часть 2
Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям
и народным традициям России. Часть 2
Часть 2.
В нашем детском саду ежегодно проводятся народные праздники «Масленица», где дети всех групп активные участники. Исполняют заклички, прибаутки, знакомятся с народными обрядами и песнями :
«Ой, блины вы, блиночки, мои…».
Рассказываем, что традиционный блин был символом солнца красного. Первый блин отдавали нищему на помин усопших предков.
Публикация «Консультация „Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России“, Часть 2» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
На Рождество, дети старших групп наряжаются и с «Рождественской звездой» ходят друг другу в гости с песнями, колядками, шутками, играми, розыгрышами, прославляют хозяев и получают угощение.
Традиционным стало в детском саду проведение конкурса «Рождественская звезда», и театрализованное представление «Рождественская сказка», которые знакомят детей с обычаями русского народа.
Хочется познакомить детей с традицией печь к Рождеству «Козули». На Кольском полуострове мастерицы выпекают из пресного ржаного теста фигурки коз, овец, лошадок. Коза считается символом достатка и благополучия в семье.
Праздник Пасхи отмечают на Руси тысячу лет. Пасха –праздник победы жизни над смертью. Праздник, когда добро побеждает зло. Праздник праздников и Торжество из Торжеств.
Повсюду был слышен колокольный звон.
Дети с удовольствием расписывают яйца, катают их.
Считалось. если катать их по лицу, лицо будет чистым и красивым.
Ваше яичко принесет радость, тому кому вы его подарите.
Русский народный праздник несет в себе церковную, православную, религиозную обрядность и имеет большое воспитательное значение.
К. Д Ушинский говорил: «Воспитание, лишенное народных корней бессильно».
Работая, с родителями, предлагаю сводить детей в музеи истории Санкт-Петербурга, этнографии, прикладных искусств, показать картины русских классиков и современных художников.
Поделиться «Народными традициями в семье», создать и оформить альбом: «Традиции и герб моей семьи». На гербах изображают предметы,
связанные с теми профессиями, которые чаще всего были у наших предков.
Дети, в ходе бесед получили знания о значимости труда родителей, об их необходимом участии в жизни общества.
Труд мам необходим: они учат в школе, лечат людей,
Служба на которую ходит папа является священной, он охраняет всех нас и страну.
Интересно проходило занятие по поводу происхождения фамилии, имени ребенка. Очень жаль, что не все родители знают про именины, не отмечают их.
Хотя исторически на Руси это был обязательный праздник в каждой семье
и был днем ангела. Провели исследование «История моего имени».
Дети сами расспрашивали родителей, что означает имя, в честь кого его назвали. Почему так, а не иначе. Потом рассказывали в группе, рассказы
готовились дома. Считаю, что родители должны рассказывать детям о жизни дедов, прадедов, знать свою родословную.
Организовали в детском саду мероприятие: «Игры наших бабушек и дедушек», каждая группа представляла одну из старинных русских игр («Краски», «Заря заряница», «Золотые ворота», «Изба». «Горелки»).
Дети более внимательно стали относиться к старинным вещам, которые подарили им бабушки и дедушки. Есть у них коробочки. мешочки, шкатулочки. где они хранят свои «ценные» вещички (бусинки, пуговички, монетки, брошечки, камешки).
У многих хранятся вещи, изделия, сделанные прабабушками и прадедушками.
Проектная деятельность «Мир сказок», театрализация фрагментов и
драматизация сказок знакомили детей с русскими народными сказками.
Читали и сравнивали сказки народов мира и пришли к выводу, что у
каждого народа есть похожие сказки.
Ребята познакомились с историческим родством славянских народов.
Знают о существовании множеств национальностей и народностей.
Получили знания о ценностях дружбы между народами, о бережном
отношении к культуре своего народа и других народов.
В группах детского сада есть дети разных народов : армяне, таджики, узбеки,
украинцы, белорусы и др.
В нашем детском саду проводились такие мероприятия как: «Фестиваль
дружбы народов», «Вокруг света», где дети познакомились с культурой, костюмами, символикой, национальными блюдами и подвижными играми
народов России (татары, чуваши, башкиры, калмыки) и мира (Индии, Японии, Англии)».
Выяснили, что Россия самая большая и богатая природными ресурсами
страна в мире, и русские – самый многочисленный народ России, проживающий на ее территории уже тысячи лет.
Провели ко Дню народного единства досуг : «Пирог дружбы», где дети познакомились с понятием единства и дружбы между народами. «Один за всех и все за одного»
Узнали, что башкирский мед известен во всем мире. Татары очень любят украшения, их женщин можно по звону металла сначала услышать. а потом увидеть. Символом Якутии считается мамонт. У Мордвы дуб – священное дерево, возле него загадывают желание.
Обязательная деталь осетинского костюма-кинжал.
Благодаря циклу бесед: «Милости просим, гости дорогие», «Путешествие по России» дети в литературной гостиной (центре) знакомились с историей, обычаями своего народа, их жизненным укладом, предметами быта, танцами и песнями, культурными традициями.
Узнали, что традиционным русским жилищем является изба. "Русская
изба так хороша. В каждом стареньком предмете живет русская душа". Мы традиции храня, память чтим и бережем.
Что досталось от далеких предков, в маленьком музее соберем!
Из еды больше всего русский народ почитает хлеб. «Плох обед, когда хлеба нет», «Хлеб всему голова», «Хлеб–хозяин стола». По русскому обычаю дорогих гостей встречают пышным караваем с солью, на блюде расписном с белоснежном рушником и песней. «Щи, да каша, пища наша» говорили в старину.
Дети получили элементарное представление об истории возникновения
Руси, чем занимались наши предки: гончарное, столярное, кузнечное дело, резьба по дереву, русское рукоделие – ткачество, вышивка, вязание. плетение.
Читая книгу «История человечества для больших и маленьких. Древняя Русь», познакомились с историей правления Рюриков (Олег, Святослав, Владимир).
С великими открытиями и успехами России в период правления Петра 1.
Рассказываю детям о силе русского духа, который не сломило татарское иго (Иван Калита, Александр Невский, Дмитрий Донской). Музыка постоянно сопровождает рассказы об исторических событиях.
Мы слушаем «Песнь о Вещем Олеге» Н. Римского Корсакова, отрывки из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Говоря о величии подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, включаем запись «Седьмая симфония» Д. Шостаковича, слушаем песни военных лет.
Рассказывая о былинных героях звучат отрывки из оперы «Добрыня
Никитич» А. Гречанинова. Через драматизацию дети входят в образ своих предков, исторических героев ( инсценировка: «Богатыри земли русской», обще садовское мероприятие «Русь Великая», групповые досуги: «Славим защитников Отечества», «Нет краше родины нашей», «Как хорошо осенью в
России» - знакомят с природой и трудом россиян на полях страны, народными обычаями и приметами. Народный фольклорный праздник несет в себе
энергетический заряд, свойственный данной национальности, проникая в подсознание ребенка, делает его причастным к огромному народу с его вековой традицией, обрядами, поведением.
Богато наше российское наследие. Издавна наша страна славилась
своими мастерами, ведь в России живет талантливый и трудолюбивый народ. «Колтуши наши- края дорогие,
здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
раздольные песни поют».
Оформление пособия «Милее сердцу края нет», стенд «Наш край», проектная деятельность, цикл бесед: «Посмотри, как хорош край, в котором
ты, живешь!», д / игры и игры путешествия знакомят детей и родителей с историей, достопримечательностями, символикой, знаменитыми земляками их малой родины.
«Ты вспоминаешь родину такую, какой ее ты в детстве увидал.» писал К.
Симонов.
Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез, слышал русские песни заповедь предков в душе сбережет, только счастье и радость с собой принесет. Дети знают, что бывают разные песни: семейные, колыбельные, солдатские, частушки, хороводные и с удовольствием их исполняют.
С кем на Руси сравнивали красавицу березку? С девушкой нежной, с невестой. Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели березу на своих картинах в разное время года: А. И. Куинджи «Березовая роща», И. И. Левитан «Золотая осень». А русские люди вокруг украшенной березки водили хороводы, пели и плясали: «Калинка», «Барыня», «Кадриль», «Ах, вы сени, мои сени».
«Ай, да песни, что за песни распевает наш народ! Золотые, удалые,
песни русские, живые, молодецкие». Русские напевы это соль земли русской, в них частица русского народа. "Обойди хоть целый свет, лучше русской пляски нет! "
Знакомим детей с народными инструментами и учим играть простейшие мелодии, вызывая, интерес к народной музыке.
«Держит дудочку в руках. он на дудочке играет, ребятишек забавляет».
«Ой, гармошка моя, поиграй-ка для меня! Балалаечка гудок, свое дело знает. Ой, звенит, она звенит, всех игрою веселит.».
Так ребенок знакомится с народными символами и обрядами России.
В группе создали мини музей «Русский народный костюм».
Исследователь народного искусства Т. Я. Шпикалова говорит: «Разве
можно себе представить народный обряд без национальной одежды, или
музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской
жизни…».
Дети знакомились с характерными деталями одежды русского народа,
бытом и декоративно-прикладным искусством.
«Что такое рубаха, кокошник, сарафан, лапти, да лапти где живет подзор.
Нам не знать большой позор».
Дети сами изготавливали из ткани, меха, лент, и бусин украшения, пояса,
кокошники. Экскурсоводы нашего музея рассказали, о чем говорила одежда.
«Обо всем одежда говорила: холост, женат, откуда родом, возраст,
ремесло. связь с народом». «Пояс на рубахи надевали, им себя от зла
остерегали. Вышивка людей оберегала, нечисть и болезни прогоняла».
Сарафаны шили из красной, голубой, желтой коричневой ткани.
Красный цвет-праздник, тепло. Желтый–солнце. богатство, голубой-небо,
молодость. Для рассматривания детям оформили альбомы: «Наша Русь»,
«История русского костюма», «Виды тканей», знакомили с орудиями труда мастериц: "Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки". Пришли к
выводу: «Лучше древнерусского наряда не найдешь нигде, да и не надо!».
Это подтверждает «Портрет крестьянки в русском костюме» художника И. Аргунова.
Рассматривали мундиры и оружие героев Отечественной войны 1812 года. Во
все виды деятельности стараюсь включать стихи, песни, прославляющие
нашу Родину, людей труда. Нахожу их в разных источниках, рифмую сама.
Работая с детьми мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских
людей, давших миру великих поэтов, писателей, художников, полководцев,
освободителей мира от фашизма, созидателей, людей науки, искусства и
труда. Нашим детям есть чем, и кем гордиться. Они не должны расти Иванами, не помнящими родства.
Задача педагога-воспитать достойного человека, гражданина Российской
Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом, в котором он
живет и своим народом.
Надеюсь, что в будущем наши воспитанники сумеют сохранить и
приумножить культурные ценности России и своей малой родины.
Список использованной литературы:
Т. С. Комарова Народное искусство в воспитании детей. М. ,1997.
М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. ТЦ Москва 2009.
О. Л. Князева. М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ, 2002.
Т. И. Оверчук Мой родной дом. Москва 2004.
Л. А. Кондрыкинская Дошкольникам о защитниках Отечества. Т. Ц. Москва 2005.
В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова Весенние праздники, игры и забавы для детей. ТЦ Москва1998. Г. П. Федорова На золотом крыльце сидели. СПБ «Детство-Пресс»
2000.
М. А. Давыдова Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. Москва «ВАКО»2007.
А. Н. Виноградова Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников М. ,1989