Приобщение детей к истокам национальной культуры

Светлана Кондрина
Приобщение детей к истокам национальной культуры

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ"

«Народ, который не знает своей культуры

и истории презрен и легкомыслен».

Н. М. Карамзин

Эпохи, люди, их культура неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. (Приложение №1,2)

Народная культура

– предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Познакомить детей с устным народным творчеством.

2. С обычаями и традициями русского народа.

3. Воспитывать любовь к культуре русского народа.

4. Развивать интерес к природе России.

5. Познакомить с некоторыми видами народного искусства. (№3)

Важной частью духовной культуры народа является – фольклор. В своей работе мы стараемся широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с загадками, пословицами, потешками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем представление о добре, красоте, правде, верности и т. д. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Чтобы дети осознали смысл пословиц, мы используем наглядность, т. е. содержание выражаем в рисунке. (4)

Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в совместную образовательную деятельность: элементов театрализации, фольклора и русских народных игр. (5) В нашей группе имеется «уголок сказок», (6) где большой выбор художественной литературы, дидактических игр, так же оформлен уголок театрализации. Рассказывая сказки или заучивая потешки, мы напоминаем детям, что это сочинил русский народ. Люди очень-очень давно рассказывали их друг другу, и они дошли до наших дней. (7)

На НОД мы вместе с детьми отправлялись в прошлое одежды и обуви, посуды и мебели. Дети имели возможность не только рассмотреть предметы старинного русского быта, но и потрогать всё своими руками. В результате проведения цикла игр-путешествий дети имеют первоначальные знания о данных предметах их названиях и предназначениях. Так же мы провели посиделки в «Русской избе». Где воспитанники с удовольствием наряжались в русские национальные костюмы, узнавали про старинные обычаи, рассказывали пословицы, потешки, играли в русские народные игры.

Неоценимым национальным богатством являются народные игры. (8) Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, но и развивают координацию движений, артистические умения, организаторские и творческие способности. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания. Нами разработана картотека русских народных игр. Ребята любят играть в такие игры, как «Жмурки», «У медведя во бору», «Алёнушка и Иванушка», «Гуси – гуси», «Зайки», «Муха» и т. д.

Одной из главных задач нашей работы является воспитание любви к своей Родине. (9) Знакомство с природой родного края и с тем, что нас окружает. По ознакомлению детей с родным посёлком и родной страной нами используются такие формы работы, как НОД, целевая прогулка, беседа, дидактическая игра, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, газет, иллюстраций. Мы провели такие занятия (НОД) как: «Наша родина – Россия», «Наша Армия родная», «Стайка птиц на ветках рябины», «Поможем Незнайке вылепить посуду», «Дымковские и филимоновские игрушки» и другие.

Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности бережно относиться к его богатствам. (10) Совместно с родителями мы проводим субботники по уборке и озеленению своего участка. Наблюдая за трудовой деятельностью взрослых, дети видят результаты труда своих родителей, понимают их значимость. Восхищаются этой работой, учатся целить и беречь то, что их окружает. Полученные впечатления, дети отражают в рисунках.

Очень важно ознакомить детей с русской декоративной росписью. (11) Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. С этой целью в нашей группе отведён уголок художественного творчества, в котором есть: альбомы, раскраски, игрушки, матрёшки, куклы-скрутки, дидактические игры по народному декоративно-прикладному искусству. (12) Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами. Мы провели такие занятия (НОД) по художественному творчеству как: «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Укрась петушка», «Волшебная Дымка», «Морозные узоры», «Мы игрушки не простые, мы матрёшки расписные».

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. (13) В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Очень интересно прошли такие мероприятия как «Щедрая хозяйка, Золотая осень!», «Бабушкин сундучок», «Весёлый снеговик», «Проводы русской зимы – Масленица» и другие.

Главные наши помощники это – родители. (10) Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Мы в своей работе стараемся опираться на родителей.

- Родители участвовали в выставках семейного творчества;

- Предоставляли фотографии, альбомы, предметов быта, семейные поделки (для совместной деятельность взрослых и детей).

- Участвовали в совместных мероприятиях: «Петушок и бобовое зёрнышко», сшили костюмы (для утренников и развлечений, экологического конкурса).

- Создали семейное портфолио, генеалогическое древа.

- Участвовали в оформление стен газеты ко Дню Защитника Отечества.

- Принимали участие в проектной деятельности: «Осень урожайная», «Каждой пичужке – наша кормушка», «Изделиям из теста всегда на столе есть место».

- Совместно с детьми участвовали: в районном конкурсе рисунков «Мы дети одной планету», где заняли 3 место; в новогоднем конкурсе выставке от историко-краеведческого музея.

Таким образом, воспитательно-образовательная работа по приобщение детей к истокам национальной культуры помогает нам обогатить внутренний мир ребёнка. (Приложение №15)

«Давайте детям больше и больше созерцание общего,

человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь

знакомить их через родные и национальные явления».

В. Г. Белинский.

Список используемой литературы.

1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева

2. Русское народное творчество в детском саду. А. П. Усова.

3. Красна изба…. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом».

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Отчет экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию и этнической культуре КубаниОтчет экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию и этнической культуре Кубани «Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по изучению, освоению традиций, духовно-нравственной и этнической.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам национальной культуры
Опубликовано: 7 октября 2014 в 20:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...