Таисья Сагалакова
Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Приобщение детей к истокам народной культуры
Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить детей вмещать красоту жизни открывая им глаза, уча видеть красоты и мироздание, научить их слышать созвучие в музыке и стихах и получать радость. Эти открытия через зрение, слух никогда не будут утеряны и останутся на всю жизнь.
Публикация «Консультация „Приобщение детей к истокам народной культуры“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Познакомить с национальными бытовыми предметами и фольклором (сказками, песнями, пословицами, поговорками, играми).
Приобщать к народной культуре через народные праздники и традиции.
Воспитывать осознанно – правильное отношение к природе Хакасии, к животному и растительному миру.
Знакомить с историей появления малых скульптурных форм, народных промыслов и хакасской декоративной росписью.
Формы работы:
- экскурсии,
- выставки,
-праздники,
- сотрудничество с творческими людьми,
- продуктивная творческая деятельность детей в повседневной жизни и т. д.
Во 2мл группе:
-представления о добрых поступках;
- благожелательные взаимоотношения в группе;
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения;
В средней группе:
- экскурсии,
-выставки,
- праздники,
- сотрудничество с творческими людьми,
- продуктивная творческая деятельность детей в повседневной жизни и т. д.
В старшей группе
- межличностные отношения;
- умение оценивать свои поступки и поступки других;
- интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе, взаимовыручке;
- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках
В подготовительной группе:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;
- умение вежливо обращаться к окружающим;
- самооценка;
- освоение позиции выпускника д. сада,члена коллектива;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- стремление к учебе;
- представление о долге.
Проблема:
- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности?
- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);
- Как вы считаете, в чм наиболее ярко отразились черты характера того или иного народа и присущие ему нравственные ценности в современных условиях? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программы);
По ФГОС в общую Программу образовательной включены все виды деятельности: НОД, досуги, оздоровительные моменты, народные игры, где присутствуют сюжетные, двигательно - творческие, музыкально0 ритмические, игровые.
У дошкольников преобладают мотив эмоциональной привлекательности, поэтому в форме работы с детьми включают небольшие потешки, считалки, загадки, сказки, песенки, тахпахи. Их роль нельзя переоценить.
Например, вслушиваясь в текст
• Заклички:
- «Н-н-н, санычах,
У-у-у, чилiчек,
Гр- гр- гр, харычах,
Но- но- но, адычах,
Соплат, соплат, адычах!»
• Потешки
«Хоор- хоор, арба хоор
Тарт- тарт, талган тарт,
Нас- нас, коче нас.
Пiт- пiт, пiлегес,
Сып- сып, сыганах.
Хоп- хоп, холтыгас!»,
• Считалки,
«Пите, сите, сибе, ибе, тибе, туба, крэс!»
• Динамические паузы «Хайда полгабыс чоохтабаспыс- козiт пирербiс»
• Хороводная игра «Холычаан магаа пир»
их ритм, дети непроизвольно представляют образ персонажа, стараются лучше, выразительнее передать их.
Далее,чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений используются народные сказки, игры. Распределять ведущие роли в игре, помогают считалки. Выученные считалки, сказки доставляют детям радость, активизируют мыслительную деятельность.
В повседневной жизни играя, развиваем речь детей. Через них стараемся узнать:
- как жили хакасы?
- как работали?
- как отдыхали?
- какие обычаи соблюдали?
- чем украшали свой быт?
Уходящее надо беречь!
В пекле времени, вечно спешащей,
Я поклон отдаю уходящим,
Захиревшим дубравам и чащам
Им любовь моя, дума и речь.
Почему потемнел небосвод?
Ветер треплет лишь колос пустой,
Только они вместо деревцев вольных.
Не всегда за собой мосты надо жечь.
Повторяю с годами все чаще:
Уходящее, нужно сегодня я беречь,
Чтобы не стало оно уходящим!
Валерий Корнев
Если мы, педагоги, систематически будем углублять и продолжать работу по приобщению дошкольников традициям и обычаям родного края, используя разные виды деятельности, привлекая родителей к решению проблемы приобщения детей к хакасской народной культуре с помощью консультаций, бесед, мастер- классов, совместных праздников:
• будем оказывать положительное влияние на общее и речевое развитие детей;
• способствовать развитию личности ребенка, его интеллекта;