Мария Стрекалова
Консультация психолога для родителей детей 3–5 лет «Договориться с детьми всегда проще, чем наказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация психолога для родителей детей 3–5 лет
Альтернатива № 1. "Метод естественных последствий".
В комнате у четырехлетней девочки вечный беспорядок, - Мама в очередной раз повышает голос, девочка обижается. Мама сдается, как только ребенок со слезами требует найти куклу, погребенную под
завалами игрушек. Отстранитесь, дайте девочке потрудиться, расстроиться из-за потери игрушки. – Так вы приучите ребенка к ответственности за свои поступки. Ведь наказывает не мама – к пропаже игрушки приводят "естественные последствия" дочкиного разгильдяйства.
Важное "НО" : Метод применять нельзя, если:
Публикация «Консультация психолога для родителей детей 3–5 лет „Договориться с детьми всегда проще, чем наказывать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
• естественные последствия опасны для здоровья ребенка;
• ребенок еще не способен воспринять "жизненный урок"
Никогда не злорадствуйте: "Что, доигрался? Так тебе и надо!"
Альтернатива № 2. Шутка.
Этот прием хорош для малышей, переживающих очередной возрастной
кризис. Обычная ситуация: ребенок, требуя что-то, устраивает
"показательную" истерику на людях. Утихомирить скандалиста поможет
шутка". Например: "Ой, кто это в земле застрял? Репка? Тянем-потянем…
крепко сидит. Придется позвать бабку, Жучку и внучку. Звать?" Ребенок
сначала удивится, потом улыбнется и включится в игру.
Важное "НО" : Шутка не должна быть обидной.
Смеяться можно над ситуацией, но не над поступками, характером или внешностью ребенка.
Альтернатива № 3. Холдинг.
Ваша задача – физически остановить разбушевавшегося ребенка.
Можно перехватить и удержать руку малыша, швыряющего на пол посуду. Посадить на колени и крепко обнять драчуна. Конечно, сначала он будет брыкаться, кричать и всеми силами рваться обратно на поле боя. Ваша задача – крепко обнимать и спокойным голосом объяснять, что так себя вести нехорошо. Ребенок должен чувствовать, что его любят, даже когда он плохо себя ведет. Держите и одновременно обнимайте. Говорите твердо, но дружелюбно, не срываясь на угрозы и оскорбления. Тесный физический контакт мамы и ребенка творит настоящие чудеса.
Важное "НО" : Ребенку не должно быть больно или неудобно.
Если малыш успокаивается и сам прижимается к вам, значит, вы все делаете правильно.
Альтернатива № 4. Ледяное спокойствие.
Этот прием хорош, когда дошколенок "идет вразнос" из-за
переполняющих его негативных эмоций. Например, ребенок в ярости
разбрасывает игрушки. Так он подсознательно испытывает "границы" :
любят ли его родители, когда он "плохой"? Объясните ребенку, что он
поступает нехорошо, и… выйдите из комнаты. Малыш выпустит пар,
устанет и заскучает. Публики-то вокруг нет! Вернитесь в комнату и
спокойно спросите: "Закончил? А теперь надо убираться. Сам справишься
или тебе помочь?" Ребенок убедится, что агрессивное поведение не дает
бонусов в виде повышенного внимания, и перестанет его практиковать".
Важное "НО" : Быть спокойным – не значит быть равнодушным.
Обязательно помогите маленькому убраться, если он попросит. Когда
закончите уборку, обнимите кроху, скажите, как вы его любите.
Альтернатива № 5. Тайм-аут
Пауза во время конфликта дает его участникам возможность остыть и
отвлечься. Двухлетнему малышу показалось забавным кидаться за столом
кусочками хлеба или плеваться. Просьбы перестать только раззадоривают
шалуна. Не повышая голоса, возьмите ребенка за руку и отведите в другую комнату. Сменив обстановку, малыш быстро успокоится и, вернувшись за стол, начнет вести себя по-другому.
Важное "НО" : Тайм-аут – не наказание одиночеством.
Вы вполне можете пойти в другую комнату вместе с ребенком. Ведь цель – не изолировать, а помочь малышу прервать недопустимое поведение. И
конечно, комната не должна быть темной и пугающей.
Альтернатива № 6. Психологические игры.
Схитрите – пусть ребенок думает, что сам принял выгодное вам решение.
Поинтересуйтесь: "Ты уберешь игрушки сейчас или после мультика?"
Решение, которое принято самостоятельно, наверняка будет выполнено.
Другой прием "Я тебя послушался". Уступите – например, сходите с ним
на остановку посмотреть на машины, хотя планировали другое. Когда
придет время собираться домой, напомните крохе: "Я же тебя послушалась, пошла смотреть машины. Теперь твоя очередь послушаться меня".
Важное "НО" : Не уступайте в принципиальных вопросах.
Если залезать на сломанные качели нельзя, значит, нельзя никогда.
Альтернатива № 7. Торг уместен.
Вам пора отправляться в поликлинику, а чадо никак не может
оторваться от игры в футбол. Дети куда более рациональные существа, чем мы привыкли думать. И если вы договоритесь с малышом, сколько еще голов он может забить перед уходом, вопрос наверняка будет решен мирно.
Важное "НО" : Любой "торг" имеет предел.
Договариваться – не значит вечно канючить: "Ну можно еще разик…"