Получи документы

Консультация «Ручной труд  как средство развития речевого общения дошкольников»

Наталья Хорошева
Консультация «Ручной труд  как средство развития речевого общения дошкольников»

«Художественный труд детей

занимает достойное место

в деятельности дошкольников,

и его значение в развитии

ребенка хорошо всем известно».

В. А Сухомлинский

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие речи ребенка. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия по изобразительной деятельности, но их, как показала практика, недостаточно.

Публикация «Консультация „Ручной труд  как средство развития речевого общения дошкольников“» размещена в разделах

В логопедической группе по результатам диагностики на начало учебного года, я решила перейти к оказанию помощи детям с диагнозами «Общее недоразвитие речи» и «Нарушение психических процессов» - организовав в группе кружок «Веселая мастерская».

Я считаю, что работа в кружке должна помочь детям.

Особенно яркие перемены в состоянии детей были замечены после индивидуальной, дополнительной работы с ними. В кружке особое внимание уделяется развитию мелкой моторики у детей. Как правило, в кружке занимаемся индивидуально и малой подгруппой детей. Темы занятия согласовываются с учителем- логопедом (например, «Животные жарких стран»).

Работа кружка включает в себя следующие этапы:

1 этап: Дети рассматривают картинки, рисунки, игрушки животных (слон, жираф, черепаха и другие). В процессе просмотра у детей формируются двигательные, эмоциональные реакции, развиваются зрительные,

слуховые анализаторы, воображение, творческие способности.

2 этап: Ребята рассматривают бросовый материал, бумагу, природный материал, нитки, кусочки ткани – думают, что можно из него сделать.

3 этап: Дети комбинируют, раскладывают материалы, ищут интересные варианты, соединяют детали, дают оценку работы: похожа ли поделка

на то или иное животное. Получив удовольствие от проделанной работы,

похвалу от педагога за сходство с игрушкой или картинкой- образцом, ребята демонстрируют товарищам поделки, открытки, картинки, которые они изготовили.

Я считаю, что провожу с детьми интересные занятия, на которых мы

с детьми мастерим различных птиц, животных, растения из бумаги, пластилина, природного и бросового материалов. В процессе работы дошколята советуются, обсуждают, подходит ли деталь, радуются, если у них получается задуманное. Так создаются условия для формирования детского коллектива, диалогического взаимодействия, дружеского речевого общения.

При этом у каждого есть возможность показать свои умения и навыки,

внести свой вклад в общее дело при создании большой картины или панно.

В своей работе мы часто проводим занятия по созданию разнообразных коллективных панно, и не надо расстраиваться, если у ребенка не получается сразу плавный и ровный изгиб, не по контуру приклеивается полоска или жгутик, в целостном восприятии готового панно дефект не заметен.

В этом и заключается одно из преимуществ изготовления дошкольниками разнообразных панно. В приложении представлены коллективные и индивидуальные работы детей. Также далее представлено примерное годовое перспективное планирование занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста.

Дети совместно со мной мастерят игрушечные вольеры, космические ракеты, военную технику, насекомых. Рыбок, животных. Действия с готовыми поделками – переходят в новую режиссерскую игру, интервью о животных.

Следующим этапом является индивидуальная работа учителя – логопеда

по теме занятия. Животные, например, используются для отработки диалога, игр : «Большие и маленькие», «Четвертый лишний», для определения звуков в словах, делении слов на слоги. Дети составляют описательные рассказы, учатся связной диалогической речи.

Я считаю, что каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку, переутомление, а для этого используются физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики.

Во время занятий продуктивной деятельностью, я систематически напоминаю детям, и они запоминают вот такие советы:

• Соблюдай правила безопасного труда.

• Проявляй в работе старание, терпение, творчество.

• Экономно используй материалы.

• По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты.

А эти русские народные пословицы – тоже помогают нам во время работы:

Глаза страшатся, а руки делают.

Начиная дело, о конце размышляй.

Без труда – не вытащить и рыбку из пруда.

Без ножниц платья не скроишь.

Мало хотеть, надо знать, да уметь.

Поспешишь – людей насмешишь.

«Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут.

Семь раз примерь, один отрежь.

Тяп да ляп – не выйдет корабль.

Активными партнерами нашего кружка являются родители воспитанников. Они любят присутствовать на наших занятиях и могут активно участвовать в создании моделей, переносят изготовление поделок в домашние условия. Совместная работа родителей с детьми доставляет радость и веселье всем.

Я хочу назвать имена мам и пап, которые ежедневно интересуются успехами своих детей и делами повседневной жизни группы: Наталья Геннадьевна – мама Кати Габрукевич, Алина Рифгатовна – мама Александра Рязанова, Татьяна Валерьевна – мама Дарьи Шалуповой, Константин Александрович - папа Александра Феоктистова, Ильдар Амирович – папа Данила Ахметьянова.

Теперь я уверена, что ручной труд способствует обогащению словарного запаса, формированию фонематического строя речи, развитию мелкой моторики. Дети любят игрушки, сделанные своими руками, не боятся сломать, испортить поделки, так как могут самостоятельно их отремонтировать.

Продуктивная деятельность – это очень интересное дело.

Мы создаем прекрасное и полезное из природных материалов: поделки, композиции из сухих листьев.

Лепим из пластилина и соленого теста.

Работаем с бумагой: объемная и плоская аппликация, оригами, составляем мозаику из бумаги, бумажный комочек, витая спираль, петли, ребристые игрушки, гофрировка, веселый конус, пластичная полоска. (квилинг).

Творим чудеса из ниток, ленточек и лоскутков: изонить, игрушки из ниток, пришиваем пуговицы.

Приобщаемся к основам рукоделия: бисер, макраме.

(работы продуктивной деятельности представлены в приложении).

Работы детей, моей группы, где я работаю, ежегодно мы предоставляем для участия в районной выставке декоративно- прикладного и технического творчества «Души и рук прекрасные творения», организатором которой является МОУ ДОД ЦРТД и Ю. (в приложении имеются «Грамоты» за участие).

Таким образом, я уверена что, упражнения на развитие мелкой моторики в кружковой деятельности позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей, совершенствуются память, воображение, мышление, внимание.

Публикации по теме:

Проект «Путешествие маленькой бусинки»Проект «Путешествие маленькой бусинки» Проект «Путешествие маленькой бусинки» Актуальность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности.

Рука развивает мозг Уважаемые родители! Мне бы хотелось обратить ваше внимание, что исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ручной труд  как средство развития речевого общения дошкольников»
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 12:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД