Елена Макарова
Консультация «Современные тенденции в образовательной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная тенденция в образовательной среде.
В современной культурно-исторической ситуации развития, когда общество и образование приняло курс на личностно-центрированное обучение, начиная с дошкольного возраста, оформился запрос на умение личности расставлять приоритеты, делать выбор и представлять, предъявлять себя, как в дошкольном возрасте, так и в младшем школьном, так и в подростковом возрасте, зрелости и старости. То есть на каждом этапе онтогенеза человек делает выбор, определяет сферу своих интересов, опираясь не на заказ общества, а на личностные особенности.
Публикация «Консультация „Современные тенденции в образовательной среде“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Современный мир выдвигает довольно жесткие требования, сложные условия, в которых способна самореализоваться только здоровая, зрелая личность. Поэтому, уже начиная с рождения, а лучше будет сказать с момента планирования ребенка и его развития в пренатальном периоде, родителям необходимо создавать благоприятные условия для развития здоровой личности. В связи с тем, что современное общество находится на противоречивом политическом, экономическом и культурно-нравственном этапе развития, каждый институт общества, каждая личность действуют и актуализируют вполне естественный механизм самозащиты по сохранению личностных и общественных ресурсов, что в свою очередь приводит к жесткому контролю поведения ребенка со стороны родителей, ограничению двигательной и познавательной активности. Родители требуют безоговорочного послушания ребенка либо наоборот, все позволяют, что приводит к неумению ребенка сдерживать свои желания, к трудностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ребенок теряет способность мыслить и думать самостоятельно. А благодаря традиционному информационно-рецептурному обучению, основанному на подражании, повторении и послушании, у ребенка в значительной мере утрачиваются важные задатки – поисковая активность. А. И. Савенков отмечает, что «исследовательская, поисковая активность – его естественное состояние, ребенок настроен на познание мира, он хочет его познать, … это важнейший источник получения представлений о мире». Исследовательское поведение способствует тому, что ребенок самостоятельно развивается. «Общие исследовательские умения и навыки необходимы как наиболее соответствующий современному динамичному миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения». Поэтому необходимо начиная с дошкольного возрасте у ребенка развивать исследовательские способности, развивать определенные умения и навыки.
В связи с этим А. И. Савенков разработал программу развития исследовательских способностей, которая основана на следующих принципах:
1. Принцип широкой трактовки понятия «исследование»,
2. Принцип самостоятельной ценности общих исследовательских умений и навыков,
3. Принцип межпредметности,
4. Принцип преимущественной опоры на тренинговые занятия,
5. Принцип импровизации.
В данной программе делается акцент на расширенное понимание феномена «исследования», не ограничиваясь научными теоретическими исследованиями и детской опытно-экспериментальной практикой. В ходе данной программы развиваются умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать предположения, наблюдать, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, то есть развиваются навыки и умения, которые характерны не для одной частной науки, а применимы в любом исследовательском поиске, в любой профессиональной среде, а также являются не частными способами познания, а основным путем формирования «особого стиля жизни». Развитие исследовательских способностей происходит с преимущественной опорой на тренинговые занятия, что способствует более быстрому и благоприятному перестрою дошкольного образовательного учреждения и детей на новый тип обучения, а именно, на личностно-центрированный. В тренинговых занятиях основным рабочим инструментарием является игра, как отмечет Е. А. Леванова. Игровое поведение и игровое взаимодействие позволяет сформировать механизм сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, используется для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания. Игра присутствует на всех этапах развития личности. Младенец занят предметно- манипулятивной игрой: изучением различных предметов. Ее особенностью является повторение движений и действий, своего рода тренировка и развитие определенных поведенческих умений, освоение окружающего мира. Пик игры приходится на дошкольное детство, когда формируются все человеческие способности: прямохождение, речь, воображение, самосознание и прочее. В своих исследованиях В. С. Мухина пришла к выводу о том, что шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения, а также различные навыки и умения. В течение дошкольного периода в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка. Тем самым в тренинговых занятиях учитывается личностные особенности, возрастная специфика развития и ведущий тип деятельности учащегося. Тренинговые занятия необходимо проводить в новых, специально оборудованных помещениях, задавая и актуализируя загнанную вглубь дошкольника поисковую активность.
В традиционном дошкольном образовании в основном происходит развитие так называемого конвергентного мышления, развивается стиль учения, ориентированный на «правильный ответ». Программы обучения и воспитания требуют от дошкольников усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в устоявшемся виде. Безусловно, конвергентные мыслительные способности дошкольников развивать необходимо. Однако в современных условиях постоянно изменяющейся жизни уже с раннего возраста необходимо предоставлять детям возможность развивать творческое дивергентное мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Такой вид мышления характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие важнейшие навыки, как:
- беглость мышления и его продуктивность (множество различных решений одной задачи);
- гибкость как возможность самостоятельного выбора стратегии и тактики;
- оригинальность как способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;
- способность к детальной разработке как способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
- легкость ассоциирования;
- сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.
Программа развития А. И. Савенкова учитывает современный запрос общества и ориентирована на развитие «поисковой активности», «исследовательской деятельности», а также на развитие дивергентного мышления, при этом не исключая значимости и необходимости конвергентного мышления.
Особую трудность при решении задач дивергентного типа испытывают дошкольники с ОНР. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Кроме того, сниженная познавательная активность, недостаточный уровень развития ряда психических функций, особенности эмоционально-волевой сферы - все это ограничивает возможности детей проявить творчество, они оказываются беспомощным в создании новых образов. Дети с ОНР с трудом подбирают единственно правильный ответ, а придумать два и более варианта решения проблемы становится совершенно не под силу ребенку с ОНР. Тем не менее, в результате проведенного исследования и диагностики детей с ОНР, а также обычных групп были выявлены незначительные различия, статистически не значимые. Что подтверждает факт того, что дети с ОНР, несмотря на свою специфику развития, также нуждаются в развитии дивергентного мышления.
Как отмечал А. Н. Лурия, от рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.
Список литературы:
1. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб. : Питер, 2004. – 272 с.
2. Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. – М. :Генезис, 2005. – 203 с.
3. Леванова Е. А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.