Лучший педагог года

Консультация «Современные тенденции в образовательной среде»

Елена Макарова
Консультация «Современные тенденции в образовательной среде»

Современная тенденция в образовательной среде.

В современной культурно-исторической ситуации развития, когда общество и образование приняло курс на личностно-центрированное обучение, начиная с дошкольного возраста, оформился запрос на умение личности расставлять приоритеты, делать выбор и представлять, предъявлять себя, как в дошкольном возрасте, так и в младшем школьном, так и в подростковом возрасте, зрелости и старости. То есть на каждом этапе онтогенеза человек делает выбор, определяет сферу своих интересов, опираясь не на заказ общества, а на личностные особенности.

Публикация «Консультация „Современные тенденции в образовательной среде“» размещена в разделах

Современный мир выдвигает довольно жесткие требования, сложные условия, в которых способна самореализоваться только здоровая, зрелая личность. Поэтому, уже начиная с рождения, а лучше будет сказать с момента планирования ребенка и его развития в пренатальном периоде, родителям необходимо создавать благоприятные условия для развития здоровой личности. В связи с тем, что современное общество находится на противоречивом политическом, экономическом и культурно-нравственном этапе развития, каждый институт общества, каждая личность действуют и актуализируют вполне естественный механизм самозащиты по сохранению личностных и общественных ресурсов, что в свою очередь приводит к жесткому контролю поведения ребенка со стороны родителей, ограничению двигательной и познавательной активности. Родители требуют безоговорочного послушания ребенка либо наоборот, все позволяют, что приводит к неумению ребенка сдерживать свои желания, к трудностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ребенок теряет способность мыслить и думать самостоятельно. А благодаря традиционному информационно-рецептурному обучению, основанному на подражании, повторении и послушании, у ребенка в значительной мере утрачиваются важные задатки – поисковая активность. А. И. Савенков отмечает, что «исследовательская, поисковая активность – его естественное состояние, ребенок настроен на познание мира, он хочет его познать, … это важнейший источник получения представлений о мире». Исследовательское поведение способствует тому, что ребенок самостоятельно развивается. «Общие исследовательские умения и навыки необходимы как наиболее соответствующий современному динамичному миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения». Поэтому необходимо начиная с дошкольного возрасте у ребенка развивать исследовательские способности, развивать определенные умения и навыки.

В связи с этим А. И. Савенков разработал программу развития исследовательских способностей, которая основана на следующих принципах:

1. Принцип широкой трактовки понятия «исследование»,

2. Принцип самостоятельной ценности общих исследовательских умений и навыков,

3. Принцип межпредметности,

4. Принцип преимущественной опоры на тренинговые занятия,

5. Принцип импровизации.

В данной программе делается акцент на расширенное понимание феномена «исследования», не ограничиваясь научными теоретическими исследованиями и детской опытно-экспериментальной практикой. В ходе данной программы развиваются умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать предположения, наблюдать, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, то есть развиваются навыки и умения, которые характерны не для одной частной науки, а применимы в любом исследовательском поиске, в любой профессиональной среде, а также являются не частными способами познания, а основным путем формирования «особого стиля жизни». Развитие исследовательских способностей происходит с преимущественной опорой на тренинговые занятия, что способствует более быстрому и благоприятному перестрою дошкольного образовательного учреждения и детей на новый тип обучения, а именно, на личностно-центрированный. В тренинговых занятиях основным рабочим инструментарием является игра, как отмечет Е. А. Леванова. Игровое поведение и игровое взаимодействие позволяет сформировать механизм сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, используется для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания. Игра присутствует на всех этапах развития личности. Младенец занят предметно- манипулятивной игрой: изучением различных предметов. Ее особенностью является повторение движений и действий, своего рода тренировка и развитие определенных поведенческих умений, освоение окружающего мира. Пик игры приходится на дошкольное детство, когда формируются все человеческие способности: прямохождение, речь, воображение, самосознание и прочее. В своих исследованиях В. С. Мухина пришла к выводу о том, что шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения, а также различные навыки и умения. В течение дошкольного периода в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка. Тем самым в тренинговых занятиях учитывается личностные особенности, возрастная специфика развития и ведущий тип деятельности учащегося. Тренинговые занятия необходимо проводить в новых, специально оборудованных помещениях, задавая и актуализируя загнанную вглубь дошкольника поисковую активность.

В традиционном дошкольном образовании в основном происходит развитие так называемого конвергентного мышления, развивается стиль учения, ориентированный на «правильный ответ». Программы обучения и воспитания требуют от дошкольников усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в устоявшемся виде. Безусловно, конвергентные мыслительные способности дошкольников развивать необходимо. Однако в современных условиях постоянно изменяющейся жизни уже с раннего возраста необходимо предоставлять детям возможность развивать творческое дивергентное мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Такой вид мышления характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие важнейшие навыки, как:

- беглость мышления и его продуктивность (множество различных решений одной задачи);

- гибкость как возможность самостоятельного выбора стратегии и тактики;

- оригинальность как способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;

- способность к детальной разработке как способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;

- легкость ассоциирования;

- сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Программа развития А. И. Савенкова учитывает современный запрос общества и ориентирована на развитие «поисковой активности», «исследовательской деятельности», а также на развитие дивергентного мышления, при этом не исключая значимости и необходимости конвергентного мышления.

Особую трудность при решении задач дивергентного типа испытывают дошкольники с ОНР. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Кроме того, сниженная познавательная активность, недостаточный уровень развития ряда психических функций, особенности эмоционально-волевой сферы - все это ограничивает возможности детей проявить творчество, они оказываются беспомощным в создании новых образов. Дети с ОНР с трудом подбирают единственно правильный ответ, а придумать два и более варианта решения проблемы становится совершенно не под силу ребенку с ОНР. Тем не менее, в результате проведенного исследования и диагностики детей с ОНР, а также обычных групп были выявлены незначительные различия, статистически не значимые. Что подтверждает факт того, что дети с ОНР, несмотря на свою специфику развития, также нуждаются в развитии дивергентного мышления.

Как отмечал А. Н. Лурия, от рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

Список литературы:

1. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб. : Питер, 2004. – 272 с.

2. Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. – М. :Генезис, 2005. – 203 с.

3. Леванова Е. А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Чего боятся дети в дошкольном возрасте? Да, каждый ребёнок чего-то боится. Детям уже на первом году жизни знакомы ночные страхи, а на втором году -- страх одиночества. Малыши могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные тенденции в образовательной среде»
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 07:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД