МААМ-картинки

Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей

Татьяна Александровна Попова
Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: "Художественное слово - как

главное средство эстетического

воспитания детей

Воспитатель : Попова Т. А

Ноябрь 2010

Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, общекультурное психолого-педагогическое образование, которое охватывает близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, окружающий мир, деятельность, учение).

Публикация «Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей» размещена в разделах

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание. Одним из наиболее мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека. Особенно подчеркивают роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания дошкольников. Значение искусства и эстетического воспитания в формировании личности рассматривались уже в педагогической теории Древней Греции. По мнению Платона, воспитание обозначает воздействие взрослых на детей, формирование их нравственности и добродетели. Внутренней основой воспитания маленьких детей Платон считал эмоции. Особое значение как средству воспитания он придавал играм, чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.

Аристотель писал, что детям полезно слушать рассказы и сказки, их также следует обучать речи. Квинтилиан отмечал, что уже в дошкольном возрасте нужно развивать в детях чувство художественного слова, ритма, выразительность речи и мимики. Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

В. Г. Белинский рекомендовал воспитывать у детей эстетическое чувство с самых ранних лет, сравнивая развитие чувства изящного с одним из первейших элементов человечности. Формирование личности В. Г. Белинский рассматривал как сложный и многогранный процесс, в котором значительная роль отводится эстетическому воспитанию. Он отмечал, что эстетическое чувство является основой добра и нравственности и отделить эстетическое от нравственного также невозможно, как невозможно разложить огонь на свет, теплоту и силу горения. Красоту он сравнивал с родной сестрой истины и нравственности. Задачи эстетического воспитания, по Белинскому, состоят в том, чтобы развивать способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в природе, в произведениях искусства. Эстетическое воспитание должно способствовать нравственному совершенствованию личности, формированию ее мировоззрения.

В целях эстетического воспитания В. Г. Белинский считал необходимым использовать все виды искусства, особое значение придавая детской литературе. В. Г. Белинский разработал художественные и идейно-педагогические требования к детской книге. Будучи учителем детских писателей, дал ценнейшие указания по использованию книги в воспитательной работе с детьми. Детский писатель, по его мнению, должен быть человеком широко образованным, его душа должна быть благородной, любящей кроткой, ум возвышенный, взгляд на предметы просветленный, у него должно быть не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представлять все в одушевленных образах.

В рецензии «Несколько слов о чтении» В. Г. Белинский рекомендовал читать детям народные сказки, басни, произведения русской классической литературы. Ценными были и его указания о языке детских книг, в которых он выделял простоту, ясность, выразительность и образность изложения. Дальнейшую разработку этих положений мы видим у Л. Н. Толстого, который указывал, что процесс воспитания детей должен быть направлен на гармоническое развитие сил и способностей, в котором воспитание эстетических чувств детей происходит под воздействие бесед и чтения детских книг. Созданные Л. Н. Толстым учебные книги: «Азбука»; «Книги для чтения»; рассказы для детей и сейчас служат умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали эстетическое воспитание составной частью всестороннего развития и воспитания детей и доказывали, что стремление к прекрасному, дано человеку от рождения и должно развиваться в процессе воспитания и обучения. Они отмечали, что эстетическое воспитание ребенка начинается с его первых впечатлений, ввиду чего немаловажным фактором является окружающая ребенка обстановка. Впечатления, полученные ребенком, являются побудителем эстетического чувства и воздействуют на развитие эстетических понятий, вызывая к деятельности его воображение. При этом, эстетическое чувство развивается в играх, занятиях и первых попытках детского творчества.

Огромный вклад в теорию эстетического воспитания внес К. Д. Ушинский. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста он связывал с нравственным воспитанием, указывая, что детскими чувствами надо руководить, не насилуя их. Эффективным средством эстетического воспитания Ушинский называл рисование и произведения народного и литературного творчества. Прекрасные произведения для детей собраны К. Д. Ушинским в его издании «Родное слово», в нем представлены простые по изложению, доступные для понимания художественные рассказы, стихи, статьи, которые и в настоящее время являются ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Ученица и последовательница К. Д. Ушинского - Е. Н. Водовозова, внеся огромный вклад в теорию дошкольного воспитания, как и Ушинский, считала народные сказки эффективным средством эстетического воспитания детей. В ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей» ею представлена целая серия народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста. Выделяя значение сказки в эстетическом воспитании, Е. Н. Водовозова отмечала, что сказка опирается на детские знания и наблюдения, развивает богатую детскую фантазию, способствует обогащению детской речи, помогает в живых выразительных образах усвоить красоту речевых оборотов и народных выражений. Литературное произведение, является конструирующим, стержневым, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости. Подбор произведений детской; художественной литературы, доступный пониманию детей и отражению образов этих произведений является средством повышения эффективности эстетического воспитания и развития.

Опираясь на основные положения русской классической педагогики, оригинальную теорию дошкольного воспитания создала Е. И. Тихеева. Эстетическое воспитание она считала одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка-дошкольника. Основными средствами эстетического воспитания детей она считала лучшие образцы искусства, в частности, художественное слово : выразительно прочитанный рассказ; сказку; стихотворение; а также картины и книжные иллюстрации.

В детской художественной литературе ярко представлена образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком всякого искусства. Образность речи — особая стилевая черта, получающая наиболее полное выражение в языке художественной литературы, является важным фактором эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на эстетическое воспитание детей, развитие эстетического восприятия произведений искусства и действительности, умение выделять выразительные средства литературы и, развитие образной речи, формирование эстетического видения

Публикации по теме:

Формы работы с родителями. Формы работы детского сада с родителями. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется не только в семье, но и в детских учреждениях.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 16:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Попова (УИ 151567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД